Тютчева "Осенний вечер". Анализ стихотворения Ф

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Осенний вечер"

Стихотворение Федора Тютчева «Осенний вечер» погружает читателя в удивительное состояние созерцательности, ожидания перемен легкой тревоги, грусти и надежды.

В начале стихотворения автор погружен в лирическое настроение. В первых двух строчках он отмечает прелесть, покой и тишину осеннего заката, наполненного тихим таинственным светом. Поэт умиляется, наблюдая мирную и, одновременно, исполненную тайного смысла картину увядания дня и жизни.

Но, уже к третьей строке, настроение поэта меняется. В закатном свете, падающем на листву, в ее колебании от легкого движения воздуха, ему видится скрытая угроза. Эффект тревожности достигается с помощью использования звукописи (зловещий блеск, пестрота, шелест) - обилие шипящих и свистящих создает резкий внезапный контраст с первыми строчками, а описания цвета (блеск, пестрота, багряный) лишь добавляет нотки беспокойства. Картинка, казалось бы, статичная, на самом деле наполнена внутренним напряжением, тревожным ожиданием чего-то неотвратимого.

Однако, в следующих двух строчках автор снова описывает покой, тишину, неподвижность. Солнце зашло, и на смену багряно-оранжевому свету приходит лазурь, а блеск последних лучей солнца заменяет легкая дымка тумана. На место неосознанной тревоги приходит более ясная грусть от расставания с дневным светом и летним теплом, олицетворяющими саму жизнь. Поэт и природа, окружающая его, готовы безропотно погрузиться в зимнюю летаргию.

Из покорного, сонного и неподвижного состояния их выводят внезапные порывы холодного ветра, предвестники будущей суровой зимы. Но обещание испытаний в будущем, тем не менее, вселяет в автора и читателя оптимизм и надежду на возрождение жизни.

Поэтому последние четыре строчки, в которых звучат слова увядание, страданье, изнеможение и ущерб, не вызывают тех печальных чувств, которые заложены в их смысл. Неизменность природных циклов дарит поэту, чувствующему себя и все человечество одним целым с миром природы, уверенность в собственном бессмертии, ведь за осенним увяданием и зимней неподвижностью обязательно последует весеннее пробуждение, так же, как утро, которое непременно наступит, когда закончится ночь.

Стихотворный размер текста - пятистопный ямб с двухсложной стопой и ударением на втором слоге. Синтаксически это астрофическое стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение. Небольшое по объему, оно насыщено яркими, разнообразными эпитетами, выражающими противоположные состояния, емкими образами, глубоким философским смыслом, внутренним движением. Резкая картинка сменяется размытой, свет - сумраком, тревога - покоем, на смену тишине приходит звучание и наоборот. Мастерство поэта выражается в том, как он вместил в небольшой объем такую массу чувств, мыслей и образов, не перегрузив композицию. Стихотворение осталось легким, воздушным, читается на одном дыхании и оставляет легкими чувства после прочтения.

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!

Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»

Пейзажная лирика поэта Федора Тютчева по праву занимает достойное место в русской литературе 19 века. И это неудивительно, так как автор многочисленных стихов о красоте природы сумел органично соединить в своих произведениях традиции российской и европейской литературы. Стихи Федора Тютчева выдержаны в духе классических од, как по стилю, так и по содержанию, однако имеют куда более скромные размеры. Вместе с тем, в них присутствует европейский романтизм, что связано с увлечением Тютчева творчеством таких поэтов, как Генрих Гейне и Уильям Блейк.

Литературное наследие Федора Тютчева невелико и насчитывает порядка 400 произведений, так как всю свою жизнь автор посвятил дипломатической государственной службе, выкраивая для творчества редкие свободные часы. Тем не менее, великолепным образцом классического романтизма является его стихотворение «Осенний вечер», написанное в 1830 году. В это время Федор Тютчев находился в Мюнхене, остро ощущая не только одиночество, но и тоску по родине. Поэтому обычный октябрьский вечер навеял на поэта не только грустные воспоминания, но и настроил на лирико-романтический лад , что, в свою очередь, подтолкнуто к написанию очень изящного, волнующего и наполненного глубоким философским смыслом стихотворения под название «Осенний вечер».

Казалось бы, сама по себе осень навевает ощущение тоски, которое подсознательно связано с угасанием жизни, завершением еще одного цикла, который делает человека старее. Примерно такие же чувства вызывает вечерний сумрак, который у символистов ассоциируется со старостью и мудростью. Однако во времена Тютчева в литературе не принято было изъясняться посредством символов, поэтому автор попытался найти в заведомо печальном сочетании осени и вечера позитивные моменты , с первых строчек стихотворения подчеркнув, что «светлость осенних вечеров» обладает особой, неизъяснимой прелестью. Наблюдая за тем, как на «грустно-сиротеющую землю» опускаются осенние сумерки, поэт сумел уловить тот момент, когда последние лучи света дотронулись до разноцветных крон деревьев, вспыхнув в яркой листве. И это восхитительное по красоте явление Федор Тютчев сравнил с «кроткой улыбкой увяданья» природы. И – тут же провел параллель с людьми, отметив, что у разумных существ подобное состояние зовется «божественной стыдливостью страданья».

Примечательно то, что в стихотворении «Осенний вечер» поэт не разделяет такие понятия, как живая и неживая природа , справедливо считая, что все в этом мире взаимосвязано, и человек зачастую копирует в своих жестах и поступках то, что видит вокруг. Поэтому осень в творчестве Федора Тютчева ассоциируется с духовной зрелостью, когда человек осознает истинную цену красоты и сожалеет, что уже не может похвастаться свежестью лица и чистотой взгляда. И тем больше он восхищается совершенством природы, в которой все процессы цикличны и при этом имеют четкую последовательность. Огромный механизм, запущенный неведомой силой, никогда не дает сбоев. Поэтому к легкой грусти, которая навеяна сбрасывающими свою листву деревьям, ранними вечерами и порывистым холодным ветром, примешивается чувство легкости и радости. Ведь на смену осени придет зима, а после окружающий мир вновь переменится до неузнаваемости и запестреет сочными весенними красками. А человек, пройдя очередной жизненный цикл, станет чуточку мудрее, научившись находить чувственное удовольствие в каждом прожитом мгновении и ценить любое время года все зависимости от капризов природы, собственных предпочтений и предрассудков.

Фёдор Иванович Тютчев – русский дипломат, не лишённый поэтического романтизма и философского мировоззрения. Ему довелось жить в период расцвета русской литературы. И хотя сочинение стихов не были основным ремеслом Тютчева, он вошёл в литературу как замечательный поэт со своим собственным, неподражаемым стилем.

Разве найдётся русский, не знающий его знаменитые строки: «Умом Россию не понять…». Эта патриотичность, сила и мощь присуща во многих произведениях автора, даже когда речь идёт о любви или природе.

Родился великий романтик в ноябре 1803 году. Детство провел в Орловской губернии под присмотром старших родственников. Начальное образование было получено в домашних условиях. Федор тянулся к знаниям с самого детства, многие окружающие замечали незаурядный интеллект мальчика.

Обучением занимался поэт-переводчик по фамилии Раич. Он рассказывал Федору о литературе античности, а также об Итальянской культуре. К 12 годам Тютчев с легкостью переводил зарубежные издания различных писателей.

В 19-м году поэт решает продолжить обучение и поступает в Московский университет на факультет, посвященный развитию словесности. Именно здесь происходит его знакомство со многими влиятельными людьми. К стихотворениям, которые время от времени ложатся на бумагу молодой человек относится как к хобби.

Через два года он заканчивает учебу и устраивается на работу в коллегию по иностранным делам. Очень скоро получает новую должность и отправляется в Мюнхен в качестве члена дипломатической миссии. Европа понравилась Тютчеву. Здесь он заводит дружбу с Шеллингом, а также Гейне и переводит творения известных немецких классиков на русский язык. Здесь же он пишет многие произведения, которые в дальнейшем были напечатаны в России.

Главное событие, которое смогло сделать его известным, произошло в 1836 году. Именно в это время его произведения печатаются в журнале «Современник», который принадлежал Александру Сергеевичу Пушкину.

Из Европы Федор Иванович вернётся только в 44-м году. Он начинает работать в министерстве по иностранным делам в Москве. Через десять лет писателя назначают на новую должность в качестве председателя. Фёдор Иванович Тютчев является весьма значимой фигурой, его уважают и ценят. Он имел отличное чувство юмора, а также был прекрасным собеседником.

Анализ стихотворения «Осенний Вечер»

Данное произведение относится именно к тому периоду становления поэта, где Федор Иванович Тютчев только начал активно развиваться. Шедевр «Осенний вечер» относится к раннему творчеству. Создано стихотворение в далеком 30-м году девятнадцатого века. В момент написания автор находился на территории России во время очередного посещения родины.

Произведение «Осенний вечер» создано в духе изысканного и классического для того времени направления – романтизма. Шедевр отличается мягкостью и легкость, он существенно выделяется среди произведений о пейзажной лирике. В стихотворении Федора Ивановича читатель непросто видит осенний вечер, который является определенным феноменом натуральной природы. Автор описывает взаимосвязь натуральной природы и жизнедеятельности человека. Такие особенности придают строкам особенный и глубокий философский замысел.

Произведение Федора Ивановича Тютчева «Осенний вечер» представляет собой своеобразную развернутую метафору. Поэту понятны ощущения кроткой улыбки увядания осенней поры года. Он сравнивает ее с божеством и описывает в виде страдания человека, являясь прообразом нравственности.

Особенности стихотворения «Осенний вечер»

Классическое произведение Федора Ивановича Тютчева создано с использованием пятистопного ямба. Здесь имеется специфическая, свойственная автору, перекрестная рифмовка. Стихотворение относится к кратким произведениям и включает в себя лишь двенадцать строк. Все строки – это единственное в произведении предложение, являющееся сложноподчиненным. Читается оно на одном дыхании, как многие шедевры Федора Ивановича. Для соединения всех деталей сюжета, который окружает лирического героя, использовано словосочетание про кроткую улыбку увядания.

Натуральная природа в произведении описана в виде многоликой и постоянно изменчивой стихии. Здесь присутствует огромное разнообразие красок и звуков. Автор максимально качественно передал читателю практически неуловимые очаровательные моменты, связанные с сумерками в осеннее время года. Именно в это время специфическое вечернее солнце способно напрочь изменить весь лик земного шара. Краски при этом становятся максимально яркими и насыщенными. Это интересно и в описании лазури, багряности листвы, особенного блеска, а также пестроты деревьев. Полупрозрачная дымка смягчается с помощью изысканных эпитетов. К примеру, туманность и легкость.

В стихотворении «Осенний вечер» автором создается классическая картина натуральной природы в осенний период года. В этом поэту помогают синтаксические сгущения, которые способны соединить воедино множественные средства, олицетворяющие художественную выразительность. Стоит рассмотреть основные из них:

» Грация. Она изображается в словах изнеможение и ущерб.
» Олицетворения. К примеру, томный шепот осенней листвы.
» Метафора. Таких словосочетаний множество, к примеру, зловещность блеска, а также увядающая улыбка.
» Эпитет. Яркие представители таких средств выразительности – это умильная, кроткость, стыдливость, туманность.


Последний пункт из вышеописанного списка средств выразительности в произведении «Осенний вечер» особенно развит. Эпитеты могут быть различными как по структуре, так и по особенному значению. Стоит рассмотреть основные типы, которые описываются в стихотворении:

» Синтетические. К этому виду относится зловещий блеск и пестрота природы.
» Цветовые. Описание багряности листвы.
» Сложные. Это словосочетания, написанные через дефис, к примеру, грустно-сиротеющая натуральная природа.
» Контрастные. Это и умильная, по-особенному таинственная прелесть, зловещее сияние, туманность и тишина лазури, порывистость ветра и его холодность. Эти средства выразительности максимально качественно передают состояние природы, которое является на тот момент переходным. Это своеобразное прощание лирического героя с осенью и предвкушение морозной поры года.

Особенности натуральной природы в стихе «Осенний вечер»


Состояние натуральной природы в произведении преподносится читателю с особенной чувственностью. В этом Федору Ивановичу помогает используемая в строках своеобразная аллитерация. Она позволяет сделать максимально естественным эффект падающей или шепчущей листвы, а также дает почувствовать, свежее дыхание ветра, который описан, как порывистая и холодная стихия.

Автор в своих произведениях использует специфическое пантеистическое описание пейзажей. Натуральная природа в произведении Федора Ивановича «Осенний вечер» максимально очеловечена. Осень как будто живое существо способна дышать, чувствует окружающее ее пространство, испытывает особенную радость и грусть от тех или иных жизненных моментов. Осень Тютчевым воспринимается в качестве определенного страдания, об этом говорит болезненная улыбка.

Великим романтиком не отделяется особенный мир природы от особенностей жизнедеятельности простого человека. Между данными образами присутствует особенная параллель, которая создается в основном с помощью специфического эпитета, где осень описывается грустно-сиротеющей. Автор делает акцент на теме прощания.

В стихотворении «Осенний вечер» присутствует максимально легкая грусть природы, которая навевает предчувствие скорого прихода зимнего времени года. Эти ощущения смешиваются с особенной радостью, ведь времена года имеют свою цикличность и за зимним периодом обязательно произойдет возрождение, которое запестрит яркими и сочными красками.

В стихотворение Тютчева описано единичное мгновение. Автор старался создать у читателя уникальное впечатление, вмещающее в себя особенные мысли и ощущения, а также полную бесконечность, связанную с собственным жизненным путем. В произведении приводится сравнение осеннего периода года с исключительной духовной зрелостью, когда человек обретет мудрость. Он советует прожить жизнь мудро и ценить практически каждое мгновение.

Пейзажная лирика пользовалась большой популярностью среди русских поэтов XIX века. Читать стих «Осенний вечер» Тютчева Фёдора Ивановича - особое удовольствие, ведь этот шедевр всецело окутывает читателя атмосферой осенней «умильной прелести». Произведение было написано в то время, когда Фёдор Иванович пребывал в Мюнхене. Это обстоятельство объясняет ностальгический с лирико-романтическими интонациями тон стихотворения: автор тосковал по родине, и эта тоска вылилась осенними мотивами на бумаге.

Текст стихотворения Тютчева «Осенний вечер» отобразил всю палитру осенней природы: светлость вечеров, порывистый холодный ветер, пестрые деревья. Автор щедро «усыпал» текст звуками и красками, поэтому картинка, созданная его пером, в воображении читателя будто бы превращается в кадры из кинофильма. Основной прием, используемый Тютчевым в произведении, - контраст («светлые вечера», разноцветная листва и «грустно-сиротеющая земля», легкий шелест деревьев и порывистый вечер). Именно этот прием дал возможность лаконично воссоздать все капризы осени. Завершается стих строчкой о «божественной стыдливости страдания», которая перестраивает читателя с созерцания природы на философские раздумья.

Стихотворение учат на уроках русской литературы в старших классах как классический образец пейзажной лирики XIX века. На нашем сайте вы можете прочитать стихи онлайн или скачать их полностью по ссылке.

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Цель урока – совершенствование умений анализа и интерпретации литературно-художественного произведения.

Воспитательные цели – воспитание ответственного отношения к чтению.

Обучающие цели – развивая эстетический вкус учащихся, научить их всестороннему постижению литературного произведения.

Форма работы – практическое занятие и организация самостоятельной работы учащихся.

Одной из важнейших задач для реализации названной цели является развитие способности эстетического восприятия учащимися явлений литературы и отраженной в ней действительности, воспитание эстетического вкуса.

Художественное произведение постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Предельная эмоциональность характерна для такого рода литературы, как лирика.

Специфика стихотворного текста состоит в том, что он, во-первых, как правило, бессюжетен, во-вторых, наполнен скрытым смыслом, выраженным очень сжато. Преодолеть эту форму и раскрыть глубину содержания можно только при медленном, вдумчивом чтении, которому и необходимо научить школьников.

Борис Корнилов, поэт, считает, что равнодушие к музыке говорит о неразвитости слуха, а равнодушие к поэзии говорит о неразвитости души.

Почему такая особая роль отводится поэзии? Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа.

Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.

В статье Н. Гумилева «Анатомия стихотворения» говорится: «Стихотворение же - это живой организм, подлежащий рассмотрению: и анатомическому, и физиологическому».

Организация работы с поэтическим текстом должна быть основана на главном принципе: от слова – к мысли и чувству, от формы – к содержанию .

1. Вариант анализа лирического произведения (выведен на экран проектора)

1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

2. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).

3. Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?

4. Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?

5. Звуковой фон стихотворения.

6. Цветовой фон стихотворения.

9. Особенности композиции стихотворения.

10. Жанр стихотворения. Тип лирики.

11. Литературное направление (если можно определить).

12. Значение художественных средств.

13. История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.

14. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.

15. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.

2. Вариант анализа стихотворения (выведен на экран проектора)

Время написания.

Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?

Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи ? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?

Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?

Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?

Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?

Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?

Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?

Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т. д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?

Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?

Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?

Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?

Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?

Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?

Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?

В стихотворениях филология и философия помогают понять друг друга.

В центре тютчевской философии – первозданный Хаос. Хаос – изначальная стихия бытия , бездна, которая обнажается ночью. Ему противостоит Космос – упорядоченный благоустроенный мир. Хаос – первоматерия, грубая здоровая сила, от которой человек отделился, создал цивилизацию. Но цивилизация – это только покров над бездной. Она не изолирует эти силы. Поэзия Тютчева – это диалог борьбы Хаоса и космоса.

Тютчевская природа – это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания. Ночь для поэта не только одна из сторон бытия, но и выражение его сути. День – исцеление души после мучительной ночи, время, когда человеческая душа чувствует себя освобожденной от мучений и страданий. Это благодатный покров рокового мира. Поэт одинаково чуток к обеим сторонам действительности. Он понимает, что светлый златотканый покров – это всего лишь вершина, а не основа мироздания. Хаос – отрицательная беспредельность, зияющая бездна всякого безумия и безобразия, демонические порывы, восстающие против всего положительного и должного – вот глубочайшая сущность мировой души.

Таким образом, за каждой пейзажной зарисовкой, созданной в стихотворениях, стоит философская картина мира.

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Это стихотворение написано Тютчевым в 1830 году во время одного из кратковременных приездов в Россию. Возможно, поэтому оно проникнуто таким тонким, как натянутая струна, чувством, сравнимым с чувством, возникающим в момент прощания с дорогим человеком, причем, прощания неизбежного. Что создает такое чувство?

Рассмотрим цветовую гамму стихотворения. Она, с одной стороны, достаточно пестрая: блеск и пестрота, багряные листья, лазурь; но, в то же время, поэт слегка приглушает эту пестроту, делает её осторожной. С помощью чего? С помощью эпитетов: умильная, таинственная, томный, лёгкий, туманная, тихая, грустно-сиротеющая, стыдливая, кроткая. Вообще стихотворение насыщено эпитетами. Эпитет – это яркое, образное, художественное определение, функция которого – создание красочных образов, эмоциональной атмосферы, передача авторской позиции.

В этом стихотворении эпитеты многообразны по структуре, значению. Составной эпитет грустно-сиротеющая передает и отношение поэта к изображаемому, и состояние природы: грусть, сиротство, одиночество, именно этот эпитет акцентирует тему прощания, расставанья. Но это расставанье, причиной которого является смерть.

Эпитеты контрастируют друг с другом. Вслед за «умильная, таинственная прелесть» появляется «зловещий блеск». Затем чередуется «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр». Контрастные состояния поэт не противопоставляет, а соединяет, так как стремится изобразить переходный момент в жизни природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

Все стихотворение – это одно предложение. Предложение сложноподчиненное, в первой части – однородные члены с обобщающим словом. Местоимение с предлогом на всём вбирает в себя и шелест, и пестроту, и лазурь, и «ветр». Как бы по-разному не были охарактеризованы эти детали, составляющие картину природы, объединяет и завершает этот образ кроткая улыбка увяданья. Текст произносится на одном дыхании, как прощальный выдох.

Осенняя красота умирает. За образом природы возникает человеческий образ. Созданию этой параллели способствует, в том числе, и уже обозначенный эпитет грустно-сиротеющая. Еще более усиливается это олицетворение в строках: Ущерб, изнеможенье - и на всем// Та кроткая улыбка увяданья,// Что в существе разумном мы зовем// Божественной стыдливостью страданья.

Кроткая – незлобивая, покорная, смирная. Возникает образ девушки, смиренно ждущей неизбежности конца.

сказал по поводу стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер»: «Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой, умирающей женщины, в которую он был влюблен».

Тютчева перекликается со стихотворением «Осень» написанным позже.

… … … Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Пушкинский образ, так же как и тютчевский, хранит отголоски былой красоты и смущен уже явными признаками увяданья. Оба стихотворения объединяет и предчувствие еще далеких, но приближающихся потрясений.

Стремление уловить переходное состояние как в жизни человека, так и в жизни природы характерно для творчества Ф. Тютчева. Тютчева интересуют наблюдения над стихиями природы и ее закономерностями. С помощью таких наблюдений поэт стремится познать сущность бытия, всеобщие законы вселенной.

Домашнее задание:

Самостоятельно сделать анализ стихотворения . «Как богат я в безумных стихах!..»