Подростковая культура и ее особенности. Подростковая субкультура Что включает в себя подростковая культура

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

ББК Ч420.058.58 ГСНТИ 14.27.05 Код ВАК 13.00.01

Давлетчин Ильдар Лукманович,

начальник детского лагеря «Комсомольский» всероссийского детского центра «Орленок», аспирант кафедры педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств; 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а; e-mail: [email protected].

ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА ДОСУГА ПОДРОСТКОВ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура досуга; культура досуга подростков.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается актуальность проблемы развития культуры досуга подростков; представлены теории культуры досуга в культурологических, психологических, педагогических исследованиях; раскрыты особенности содержания понятия «культура досуга подростков» как интегративного качества личности; определена структура, описаны компоненты, уровни культуры досуга подростков; выявлены функции культуры досуга подростков: рекреативная, побудительная, содержательная, продуктивная и аксиологическая; сделаны выводы о педагогических возможностях формирования культуры досуга подростков в детском оздоровительном лагере.

Davletchin Ildar Lukhmanovich,

Director of Children"s Camp "Komsomolsky" of the All-Russian Children"s Center "Orlenok"; Post-graduate Student of Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia.

THE CONCEPT OF "CULTURE OF LEISURE ACTIVITIES OF TEENAGERS"

KEY WORDS: culture of leisure activities; culture of leisure activities of teenagers.

ABSTRACT. The article deals with the urgency of the problem of the level of leisure activity culture of teenagers; it outlines the theories of leisure activity culture in culturological, psychological and pedagogical treatises and analyzes the typical features of the content of the notion "leisure activity culture of teenagers" as an integrative personal property. The author defines the structure and describes the components and levels of leisure activity culture of teenagers: recreational, imperative, semantic, productive and axiological. The author arrives at definite conclusions about pedagogical potentials for the formation of leisure activity culture of teenagers at a children"s recreation camp.

Современная социально-экономическая ситуация определяет приоритеты модернизации системы образования, выделяет в качестве стратегической цели национального развития заботу о детях. Особую социальную значимость приобретает не только решение вопросов образования молодого поколения, но и развитие сферы досуга с целью нивелирования негативных процессов, наметившихся в духовной и культурной жизни общества. Утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенное сокращение финансовой обеспеченности учреждений культуры, нарастание асоциальных явлений - все это заставляет обратиться к проблеме разумного использования потенциала свободного времени детей и подростков.

Результаты исследований Российского Фонда «Общественное мнение» в 2012 г. по проблемам организации досуга детей и подростков констатируют, что почти половина россиян (46 %) отмечают отсутствие людей или организаций в городе или селе,

занимающихся досугом детей и подростков, которые бы соответствовали всем требованиям родителей и детей; 64% респондентов определяют досуг своего ребенка как пассивный, 82 % опрошенных указывают на отсутствие системы досуга в семье; 71 % при этом утверждают, что досуг способствовал бы их саморазвитию. При этом 87 % респондентов ассоциируют развивающую досу-говую деятельность детей и подростков с учреждениями дополнительного образования . Дополнительное образование как часть социокультурного пространства способствует социализации детей и подростков путем разработки и внедрения вариативных образовательных программ, апробации новых подходов к воспитанию в социально-педагогической практике, что оказывает непосредственное влияние на культуру досуга.

С 2010 г. правительство РФ уделяет особое внимание состоянию детского отдыха и особенно в условиях детского оздоровительного лагеря, замечая, что большими темпами закрываются детские здравницы, и уменьшается количество мест для детско-

© Давлетчин И. Л., 2015

го отдыха, детский оздоровительный лагерь остается одним из приоритетных образовательных и воспитательных пространств развития детей и подростков, где особое внимание должно уделяться формированию культуры.

Педагогическими коллективами детских оздоровительных лагерей осуществляется не просто социокультурная миссия организации развлекательного досуга детей, а их социально-нравственного, культурно-исторического направленного времяпрепровождения. То есть организации такого социокультурного пространства, в котором личность подростка нравственно и психологически окрепнет, сформируется ее готовность к развитию во всех аспектах жизнедеятельности, подросток оздоровится, приобретет социально значимые качества.

Е. В. Бондаревская утверждает, что воспитание как необходимое условие социализации личности является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранение, воспроизводство и развитие культуры; обслуживание исторического процесса смены поколений; формирование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества .

Детский лагерь как пространство досу-говой деятельности исследовали А. Ф. Воловик, В. А. Воловик , Б. А. Трегубов и Б. А. Титов и др. Авторы М. А. Ариар-ский , В. Г. Бочарова , И. И. Фришман , В. С. Русанова и др. рассматривали досуг применительно к подростковому и молодежному возрасту. В данных исследованиях досуг представлен как сфера деятельности, которая предоставляет широкие возможности для наиболее полного проявления индивидуальных качеств человека, обеспечивая реализацию способностей, духовно-нравственное развитие личности, и вследствие этого имеет особую значимость для подростков.

Досуг детей, как отмечает Б. А. Титов, локализуется через следующие пространственные формы: культурно-досуговые учреждения, систему образования, дом и улицу. При этом по мере взросления ребенок меняет свои досуговые приоритеты. У подростков на первое место выходят досуговые общности (компании - формальные и неформальные), т. е. пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, и только потом идут школа и дом. Что касается юношества, то здесь эпицентр досугового общения перемещается в общественные места: дискотеку, кафе, парк - любое «культовое» для данных возрастных групп место; существенно назад отодвигаются двор, школа,

официальные культурно-досуговые учреждения и семья .

С. Н. Литвинова указывает, что содержание досуга - это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическую деятельность, спорт, театр, музыку, туризм, коллекционирование и т. д. По содержанию досуг детей необходимо подразделить на ряд групп, связанных с: восстановлением различных сил ребенка, повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям, развитием духовных сил и способностей, активной творческой деятельностью, потребностью в общении, целенаправленной творческой учебой детей .

При всем многообразии форм любой досуг способен, по мнению Н. Ю. Куницы-ной, выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие. Однако подростки ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений .

Н. Ф. Максютин справедливо утверждает, что досуг является «специализированной подсистемой духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющей социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» .

Говоря о культуре досуга, отметим, что само понятие не имеет на сегодняшний день полного научного обоснования. Культура досуга как часть культуры общества и как качество личности недостаточно изучены.

По мнению В. Я. Суртаева, культура досуга - это мера реализации социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досу-гового времени, готовность личности к участию в социально значимых видах досуго-вой деятельности .

Наиболее полно, на наш взгляд, дано определение культуры досуга в рамках диссертационного исследования Н. В. Ко-тельниковой. Она считает, что это качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в соци-

ально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности .

И. В. Лашук и другие рассматривают культуру досуга как определенную качественную характеристику его использования, показывающую связь досуговой и культурной деятельности, точнее говоря, плотность этой связи. Ее уровень определяется рядом факторов объективного и субъективного плана: наличием и возможностью выбора вида культурно-досуговой деятельности; степенью свободы такого выбора, предоставляемого обществом; развитостью в последнем культуры как целостной системы духовной жизни (что изначально предполагает в качестве своей обязательной предпосылки наличие культуры как целостной системы материальной жизни людей); культурно-досуговыми потребностями, интересами и ценностными ориентациями населения, его различных групп и др. .

Наиболее импонирует нам рассуждение Л. Ю. Антоновой, о том, что культура досуга подростков - это модель поведения молодых людей, основанная на личностных свойствах, потребностях, интересах и творчестве в процессе социализации и инкуль-турации в социокультурной среде. Культура досуга подростков формируется в обществе, находящемся на высоком уровне социального и культурного развития. Интенсивное развитие культуры досуга подростков происходит при условии разносторонней поддержки государства и ее социальных институтов: семьи, школы, учреждений культуры и досуга, средств массовой информации, общественных объединений и др. Культура досуга подростков базируется на культурном наследии страны и конкретного региона проживания, она является важным условием самоидентификации молодых людей, что выступает непременным условием социализации личности на основе развития ценностных ориентаций .

Следует учитывать, что акцентирование внимания на ценностных ориентациях подростков в процессе формирования культуры досуга связано с: направленностью подростка на культурные ценности; формированием готовности личности ориентироваться в терминальных и инструментальных ценностях социально-культурной деятельности; готовностью подростка к активным действиям в соответствии с усвоенными социокультурными ценностями.

Следовательно, культура досуга подростка есть качество личности, определяющее его поведение и деятельность на основе ценностных интересов и способности самореализоваться в сфере досуга.

На основе данных исследований, можно сформулировать следующее определение: культура досуга подростка - это

интегративное качество личности, определяющее ее поведение и деятельность на основе совокупности интересов, потребностей, навыков проведения досугового времени, выражающееся в умении выбора видов, форм досуговых занятий, на основе ценностных ориентаций, способствующее самореализации личности.

Сущностью досуга подростков является целенаправленное творческое поведение детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности художественно-организационной пространственно-временной среде, обусловленной внутренними потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения и внешними факторами, порождающими деятельность.

При этом структура культуры досуга подростков будет включать в себя компоненты и критерии, характеризующий его наиболее четко; для содержательного компонента - ценности и регулятивы досуговой деятельности; для целевого - информация о видах досуга и направленность на самореализацию; для операционного - умение организовывать социально-культурную деятельность ориентированную на развитие культурных потребностей.

В качестве функций культуры досуга подростков выступают рекреативная, побудительная, содержательная, продуктивная и аксиологическая. Выявленные функции направлены на формирование системы мотивов подростков, способствующих их самоутверждению, самореализации и самовыражению в досуговой деятельности; формирование собственного социального опыта подростка, необходимого ему для эффективного выполнения досуговой деятельности; получение результата досуговой деятельности - социально или личностно значимого продукта; формирование ценностного отношения подростка к досуговой деятельности.

При этом степень проявленности данных функций в содержательном отношении компонента и определяет уровень развития культуры досуга подростка. Так, высокий уровень связан со следующими качествами личности: высокие потребности подростка в стремлении проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, желание достичь своих целей (самоопределение, самореализация, самосовершенствование); подросток владеет в полном объеме знаниями и умениями в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет высокие успехи в процессе досуговой деятельности, что воплощается в конкретном результате

подростка; сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуго-вой деятельности.

Ранее нами были описаны показатели каждого критерия по трем уровням, однако мы согласимся с современными исследователями, которые считают необходимым вычленение промежуточных уровней сформи-рованности компонентов. Так, мы выделяем низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий уровни, а показателями промежуточных уровней будет приближение к среднему показателю при математическом анализе данных.

Уровень выше среднего связан со значительным стремлением проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, желанием достичь своих целей (самоопределение, самореализация, самосовершенствование); подросток владеет достаточно большим объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет значимые успехи в процессе до-суговой деятельности, что воплощается в конкретном результате подростка; сформировано его ценностно-эмоциональное отношение к досуговой деятельности.

Средний уровень определяется при условии значительного стремления проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, желания достичь своих целей (самоопределение, самореализация, самосовершенствование), но при этом не четком понимании целей и установок объектов саморазвития; подросток владеет определенным объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет успехи в процессе досуговой деятельности, которые не носят системного характера; сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуговой деятельности.

Уровень ниже среднего связан со стремлением проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, отсутствием основы самоопределения и саморазвития в досуговой деятельности; подросток владеет

определенным объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеются некоторые успехи в процессе досуговой деятельности, но они не носят системного характера; сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуговой деятельности.

Низкий уровень развития культуры досуга связан со стремлением проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, отсутствием основы самоопределения и саморазвития в досуговой деятельности; подросток владеет ограниченным объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет успехи в процессе досуговой деятельности, которые не носят системного характера; не сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуговой деятельности.

Изменение уровня культуры досуга подростков осуществляется через применение разработанной технологической модели развития культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря, включающей систему целеполагания, организационно-содержательную деятельность самих подростков через этапы реализации комплексной программы и педагогов, осуществляющих направления деятельности через технологии как механизмы (культурно-образовательная, культурно-творческая, коммуникативная, рекреационно-оздорови-тельная, аналитическая).

Успешность реализации определяется комплексом педагогических условий: подготовка педагогического коллектива к участию в развитии культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря; организация социально-культурной деятельности лагеря на основе самоуправления, подчиненная развитию самостоятельности, ответственности; активизация социально-культурной деятельности подростков в различных поликультурных группах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Л. Ю. Досуговая культура старшеклассников в контексте региональной социокультурной среды: автореф. дис. ... канд. культурологии / Нижневарт. гос. гуманитар. ун-т. Тюмень, 2012.

2. Ариарский М. А. От осознания ценностей культуры к разработке механизма инкультурации личности URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/i995/sec4/07.pdf.

3. Бондаревская Е. В. Опыт разработки концепций воспитания. Ростов-на-Дону: Ростов. гос. пед. ун-т, 1993. Ч. 1.

4. Бочарова В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. Москва: Наука, 2002.

5. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. Москва, 1998.

6. Давлетчин И. Л. Социально-культурная деятельность в детском лагере в условиях формирования культуры нравственных отношений подростков (теория, методика, практика) / ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2013.

7. Котельникова Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2003. С. 19-20.

8. Куницына Н. Ю. Социально-культурная деятельность детского оздоровительного лагеря как фактор развития культуры досуга подростков // Глобальный научный потенциал. 2011. № 9. С. 5-7.

9. Лашук И. В. Досуговая культура: концептуальные основания и эмпирические результаты // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2013. Т. 1. № 3 (6). С. 116-120.

10. Литвинова С. Н. Организация досуга детей и подростков: метод. пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/207/dosug-detey-i-podrostkov.pdf.

11. Максютин Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения. Казань: Медицина, 1995. С. 21.

12. Русанова В. С. Воспитательный потенциал центров детского досуга. Челябинск, 2003.

13. Суртаев В. Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика. Санкт-Петербург: С. -Петерб. гос. ун-та культуры и искусств, 2006.

14. Титов Б. А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. Санкт-Петербург, 1998.

15. Фришман И. И. Досуг в детском лагере как социокультурное явление // Народное образование: журнал. 2013. № 3. С. 171-175.

1. Antonova L. Yu. Dosugovaya kul"tura starsheklassnikov v kontekste regional"noy sotsiokul"tur-noy sredy: avtoref. dis. ... kand. kul"turologii / Nizhnevart. gos. gumanitar. un-t. Tyumen", 2012.

2. Ariarskiy M. A. Ot osoznaniya tsennostey kul"tury k razrabotke mekhanizma inkul"turatsii lich-nosti URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/1995/sec4/07.pdf.

3. Bondarevskaya E. V. Opyt razrabotki kontseptsiy vospitaniya. Rostov-na-Donu: Rostov. gos. ped. un-t, 1993. Ch. 1.

4. Bocharova V. G. Sotsial"no-pedagogicheskaya deyatel"nost" kak nauchnaya kategoriya. Moskva: Nauka, 2002.

5. Volovik A. F., Volovik V. A. Pedagogika dosuga. Moskva, 1998.

6. Davletchin I. L. Sotsial"no-kul"turnaya deyatel"nost" v detskom lagere v usloviyakh formirovaniya kul"tury nravstvennykh otnosheniy podrostkov (teoriya, metodika, praktika) / FGBOU VDTs «Orlenok», 2013.

7. Kotel"nikova N. V. Innovatsionnye tendentsii v sfere molodezhnogo dosuga v sovremennoy Rossii: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Stavropol" : Stavropol"skiy gos. un-t, 2003. S. 19-20.

8. Kunitsyna N. Yu. Sotsial"no-kul"turnaya deyatel"nost" detskogo ozdorovitel"nogo lagerya kak faktor razvitiya kul"tury dosuga podrostkov / / Global"nyy nauchnyy potentsial. 2011. № 9. S. 5-7.

9. Lashuk I. V. Dosugovaya kul"tura: kontseptual"nye osnovaniya i empiricheskie rezul"taty // Inzhenerno-stroitel"nyy vestnik Prikaspiya. 2013. T. 1. № 3 (6). S. 116-120.

10. Litvinova S. N. Organizatsiya dosuga detey i podrostkov: metod. posobie dlya pedagogov sistemy dopolnitel"nogo obrazovaniya i dlya roditeley. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/207/dosug-detey-i-podrostkov.pdf.

11. Maksyutin N. F. Kul"turno-dosugovaya deyatel"nost": konspekt lektsiy, opornye zanyatiya i opredeleniya. Kazan" : Meditsina, 1995. S. 21.

12. Rusanova V. S. Vospitatel"nyy potentsial tsentrov detskogo dosuga. Chelyabinsk, 2003.

13. Surtaev V. Ya. Sotsiokul"turnoe prostranstvo molodezhi: metodologiya, teoriya, praktika. Sankt-Peterburg: S. -Peterb. gos. un-ta kul"tury i iskusstv, 2006.

14. Titov B. A. Sotsial"no-kul"turnyy potentsial sistemy dopolnitel"nogo obrazovaniya detey // Dopolnitel"noe obrazovanie detey - faktor razvitiya tvorcheskoy lichnosti. Sankt-Peterburg, 1998.

15. Frishman I. I. Dosug v detskom lagere kak sotsiokul"turnoe yavlenie // Narodnoe obrazovanie: zhurnal. 2013. № 3. S. 171-175.

Елена Потехина
Книжная культура подростка в современной России

ВВЕДЕНИЕ

Перспективы развития культуры определяются духовным потенциалом молодого поколения. Общество, озабоченное своим будущим, одной из важнейших своих задач видит формирование культуры личности ребенка.

Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши.

Одним из главных путей воспитания культуры личности человека, в его активном приобщении к чтению, интерес к которому стремительно падает в наши дни. Говорить о качественном приобщении детей к культуре чтения, книжной культуре достаточно сложно, т. к. государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей в России не предусмотрены показатели приобщения к культуре подрастающего поколения, а это ведет к тому, что органы власти всех уровней не рассматривают создание необходимой и культурной достаточной среды развития детства в качестве своих задач .

Картина подросткового чтения в сегодняшней России отражает реальные процессы и тенденции развития личности подростка. Сегодня особенно необходимы фундаментальные, междисциплинарные исследования процесса чтения, функциональной грамотности (и неграмотности) подростков, изучение различных аспектов читательской деятельности. Однако фундаментальных исследований чтения, особенно подросткового, пока практически не проводится. И если чтение взрослых и молодежи исследуется учеными, то чтение детей остается практически вне поля зрения социологов. Реально же исследователями детского чтения являются детские библиотекари.

1. Книжная культура и развитие личности подростка в современной России

В настоящее время в сознании многих людей остается образ классической модели чтения, который включает в себя:

- «любовь к чтению», то есть, высокий уровень чтения, престиж в обществе человека читающего, обязательность регулярного чтения;

Преобладание в круге чтения книг, а не журналов;

Наличие домашней библиотеки;

Позитивное отношение к библиотеке (частое посещение библиотеки);

Разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;

Сравнительно небольшая доля «чтива» (литература низких художественных достоинств).

В начале XXI века подростки, безусловно, читают, но иначе, а также далеко не те произведения, которые были популярны у их родителей. Меняются практически все характеристики чтения, его длительность (время чтения на досуге, характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняются также источники получения печатной продукции (Интернет, информации в целом. Происходит развитие ряда тенденций в подростковом чтении, а также происходит процесс изменения классической модели освоения подростками книжной культуры на новую .

Модель чтения современной России с одной стороны сравнительно благополучна, с другой происходят негативные процессы отторжения подростков от печатной культуры. Отличительной чертой новой модели чтения современного подростка является его отношение к чтению. Это важная характеристика свидетельствует о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется. Однако учебные нагрузки, зачастую формальное, схоластическое преподавание литературы, вкупе с другими факторами приводят старшеклассников к отторжению. И чем старше школьник, тем больше чтение книг по школьной программе теснит у него досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг. А ведь именно возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от чтения по собственному выбору очень важно в период становления личности.

Круг чтения подростков «смещен» в сторону развлечений. В то же время читатели 10-15 лет остро нуждаются в современных книгах о своих сверстниках, специально написанной так называемой «социально-критической» литературе, которая помогает юным познавать окружающий мир, учит адаптироваться к проблемам современной жизни. Эти книги практически не издаются сегодня, а та малая часть, которая выходит в свет, почти не попадает в провинцию. И это обстоятельство обусловливает повышенный интерес подростков к тем книгам западных писателей, где фигурируют подростки. Очень популярными у детей и подростков стали книги серии Д. Ролинг о Гарри Поттере.

В старших классах резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (это значительная часть подростков и более половины старшеклассников). Уходит мотив «интересно», присущий детям младшего школьного возраста ему на смену идет стимул «школьное задание». Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самим выбрать те книги, которые им интересны, и значимым при выборе литературы становится не совет друга (как у многих младших школьников и подростков, а рекомендация учителя.

На переломе веков в чтении подростков стали особенно популярными журналы. Активное обращение к периодике начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту. Причем часто школьники покупают периодику самостоятельно. В 10-13 лет это, как правило, спонтанный, ситуативный выбор. Чем ребенок старше, тем он становится все более осознанным. В чтении подростков преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечения читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают спортивные и технические издания. Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики-подростки читают их больше, чем девочки. В последние годы многих подростков привлекают такие издания, как кроссворды, сканворды, головоломки. По сравнению с девочками мальчики ориентированы на более широкий и разнообразный круг периодических изданий, тогда как девочки предпочитают издания развлекательного и прикладного характера, ориентированные на женскую аудиторию.

Специфика подростковой читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга. Происходит падение интереса подростков и юношества к свободному чтению .

На чтение подростков воздействует электронная культура. Это влияние проявляется в следующем:

Меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего ребенку все труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно - повестях и романах);

Меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате: детективам, триллерам, фэнтези, «ужасам», кинороманам);

Предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

Происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения подростков).

В связи с тем, что и современное книгоиздание, и телевидение ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса то не удивительно, что в чтении подростков, доминируют остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов (кинороманы).

В подростковом возрасте воздействие печатного слова на формирование личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно важные вопросы. На первом месте в типичном репертуаре их чтения в начале 90-х годов стояла художественная литература, прежде всего классическая: А. Дюма, А. Беляев, М. Митчелл, Ж. Санд, Ф. Купер, А. К. Дойл, Ж. Верн, А. Кристи и др.

С современными подростковыми книгами дело обстоит иначе. Классическая литература особенно зарубежная, в чтении современного подростка почти не присутствует. Зато в репертуаре чтения подростков широко присутствуют детективы для детей и взрослых, например, романы Д. Донцовой, Н. Куликовой.

За редким исключением подростки совсем не знают произведений современных авторов (не считая авторов приключенческих и фантастических книг). Одна из причин - крайне мало издается талантливых произведений, вводящих ребенка в современный мир (так называемой «социально-критической» детской литературы); отечественных детских писателей мало печатают .

Среди негативных процессов, происходящих в современном подростковом чтении, - интенсивное вхождение в репертуар подростков продукции современной западной массовой культуры низких художественных достоинств - «кича (китча)», «чтива», «паралитературы». Речь идет о триллерах, детективах, фантастике, приключениях, ужасах и мистике. Свойственный подросткам интерес ко всему необычайному, загадочному по большей части удовлетворяется не только научно-познавательной, а иной литературой (по астрологии, магии, религии). Подросток зачастую обращается к книгам для взрослых, причем часто сомнительного содержания (большая часть покупается и берется из домашней библиотеки).

2. Книжная культура российского подростка: проблемы и перспективы

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Современный подросток относится к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. В этот период особенно важной становится роль библиотек в качестве организаций, поддерживающих детское чтение и защищающих права юных читателей на доступ к книге и информации. Это становится все больше видно при сравнении социальных групп детей, посещающих и не посещающих библиотеки. Так, юные читатели, которые часто посещают библиотеки, читают больше и лучше, чем их сверстники, не пользующиеся библиотеками .

В будущем обществе чтение и «человек читающий», возможно, будут рассматриваться как национальная ценность. Но читающие нации создаются из читающих детей. И сегодня в России необходимо осознание проблемы чтения подростков в качестве национальной проблемы в связи с тем, что в настоящее время детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке не только обществом, но и государством. В Рекомендациях парламентских слушаний 2003 год был объявлен Годом Чтения в России. Позже, в декабре 2004 года супруга президента РФ Людмила Путина приняла участие в работе «круглого стола» на тему «Библиотека российского подростка: проблемы и перспективы», организованного региональным общественным фондом «Центр развития русского языка».

Среди возможных путей выхода из сложившейся кризисной ситуации назывались как очевидные, но слишком неконкретные - «необходимость заинтересовать школьников», так и возможные практические шаги - организация книжных кафе, библиотек в соседстве с привлекающими молодежь местами досуга. Но это только первые шаги по пути преодоления актуальной проблемы чтения подростков и детей .

К последствиям падения книжной культуры в подростковой субкультуре относятся: во-первых, обеднение эмоциональной и интеллектуальной сферы развития школьника, что впоследствии может сказаться на формировании шкалы оценок во всех аспектах взаимосвязи личности с окружающим миром. Во-вторых, при падении объемов свободного чтения и сокращении времени, уделяемого ему, исключаются темы, занимающие последние места в списке предпочтений, а превалируют фантастика, мистика и «ужасы», детектив и так называемый «сентиментальный роман». Большинство этих произведений не способно положительно влиять на формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и развитию словарного запаса. В-третьих, отмечается прямая связь развитого навыка систематического досугового чтения и активного чтения в помощь школе, что в свою очередь косвенно влияет на успеваемость и общую культуру подростка.

Итак, изученные процессы развития, видоизменения книжной культуры в подростковой субкультуре приводят к выделению этой проблемы в один ряд с главными проблемами государственного значения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам библиотечных исследований, дети сейчас читают не меньше, чем раньше. Просто они читают по-другому. Примерно три четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны с учебной деятельностью. Поменялись задачи, которые дети перед собой ставят, обращаясь к книге. Они, в первую очередь, стремятся получить информацию, и мы видим, как уходит буквально на глазах стремление получить наслаждение от чтения. Сейчас практически все стараются даже из художественного произведения «снять» информацию. Дети не «включают» эмоции при чтении, они не умеют сопереживать герою. Поэтому мы можем увидеть детей, которые очень хорошо знают литературу и хорошо читают, но которые совершенно не видят в этом смысла.

Уходит литературо - центричная модель нашего общества, которое было завязано на то, что читать престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. По результатам опросов среди ответов на вопрос «Что ты любишь делать в свободное время?» на первом месте раньше всегда стояло - «читать книги». Сейчас «читать книги» ушло на третье-четвертое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки либо игры или работы на компьютере.

Дети в основном заняты учебой, а значит, к книге они обращаются в основном с деловыми запросами.

И вот еще один важный фактор. Поскольку времени у них всегда нет, то из чтения постепенно уходят толстые романы XIX века. Современные дети очень любят просматривать журналы, где они одновременно получают, свежую информацию и имеют видеоряд - то, к чему они привыкли в телевизоре и в компьютере.

Библиотекари уже в течение длительного периода времени проявляют беспокойство по поводу снижения интереса к чтению, уменьшения доли свободного времени, используемого ребенком для чтения, проблемам функциональной неграмотности. К этому надо добавить, что у нас практически не издаются книги, отвечающие на волнующие сегодняшних подростков темы, почти нет книг, воспитывающих гордость за свою Родину, ее историю, ее героев, формирующих нравственные, гражданские, патриотические позиции юных читателей.

Новые информационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Дети и подростки наиболее подвержены их влиянию. В этой связи родители, педагоги, библиотекари выражают тревогу по поводу того, что печать проигрывает в соревновании за читательское внимание экрану - телевизионному или компьютерному. Увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения и новых возможностей, которые представляют видеотехника и компьютеры, приводит к тому, что «экранная культура» все сильнее влияет на чтение детей и подростков. И эта проблема остро стоит не только в России. Библиотекари всего мира активно ищут различные пути приобщения ребенка к книге. Разрабатываются программы, организуются разнообразные конкурсы, проходят яркие и интересные праздники чтения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова, Л. А. Социология досуга: учеб. пособие/ Л. А. Акимова. - М. : Академия, 2003. – 352 с.

2. Борытков, Н. М. Досуг как сфера воспитания. Культура. Искусство. Образование. / Н. М. Борытков. – М. : Смысл, 2008. – 103 с.

3. Бутенко, А. М. Подросток - чтение и использование компьютера / А. М. Бутенко // Социологическое Исследование. – М. : Академия, 2001. - № 12. – 71 с.

4. Кле, М. Психология подростка// М. Кле, Ю. И. Фролов. - М. : Академия, 2007. – 261 с.

5. Кожевникова, Е. С. Читатель и Интернет / Е. С. Кожевникова // Библиотековедение. - СПб. : Питер, 2015. - № 2. - 145 с.

6. Крылова, Н. Б. Культурная деятельность подростка / Н. Б. Крылова // Школьные технологии. - М. : ВЛАДОС, - 2014, №5. – 75 с.

7. Бутенко, А. М. Подросток - чтение и использование компьютера / А. М. Бутенко // Соц. Исследование. - М. : Аспект Пресс, 2015. - № 12. – 45 с.

8. Харитонова, М. Р. Новое поколение и культура человеческих отношений / М. Р. Харитонова // Формирование личности молодого человека в школе и вузе / Под общ. ред. А. С. Запесоцкого. – СПб. : Питер, 2013. – 256 с.

9. Чудинова, В. И. Что читают современные подростки / В. Чудинова // Воспитание школьников. - М. : Школа-Пресс, 2014. - № 4. - С. 40.

Подростков часто определяют как маргинальную группу, которая с точки зрения культурно-исторического развития ие принадлежит к традиционным, доминирующим в культуре сообществам. Понятие «маргиналь- ность» применительно к подростковой субкультуре используется в качестве акцента на нестандартности, крайней вариативности и определенной ее отчужденности от магистральных линий и традиций национальных культур. При этом сама маргинальность стала традиционной (на протяжении столетий) типологической особенностью подростковой субкультуры.

Маргинальность (от лат. marginalis - находящийся на краю) - пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной общности.

Подростковая субкультура представляет собой совокупность норм, ценностей, установок, обычаев и форм поведения, которые признаны членами подросткового сообщества и реализуются в жизни.

Подростковая субкультура, объединяя взрослеющих детей, проявляется прежде всего в таких традиционно молодежных аспектах, как одежда и музыка. Каждое новое поколение «открывает» для себя новый стиль в музыке и внешнем виде, стремясь отделиться от остальных поколений и заявить о своей уникальности. Исследования показывают, что подростки, как правило, острее чувствуют одиночество, чем взрослые люди в силу высокой неопределенности ситуации развития подростка и меняющейся системы отношений. Кроме того, подростковая субкультура выдвигает устойчивые требования широких контактов со сверстниками, интенсивного совместного времяпрепровождения, включенности в группу.

Характерное для подростков повышенное внимание к одежде, прическе, внешнему виду в целом является неотъемлемой частью формирующейся идентичности, осознанием принадлежности к определенной социальном группе. Подростки прекрасно понимают, что одежда несет информацию о владельце и сообщает окружению о той роли, которую примеряет на себя человек. Если юноша оделся в черную кожу и украсил себя мощными цепями, то разговаривать и действовать он хочет в духе «крутого пария». Со стороны окружающих подросток ожидает соответствующего отношения к себе.

Выбирая ту или иную одежду, подросток создает свой образ, одновременно занимаясь ролевым экспериментированием, примеривая на себя различные модели поведения: сегодня он хиппи, а завтра - денди. Внешний вид отражает то или иное мировоззрение, и использование новой манеры одеваться позволяет легче проникнуть в тог пласт культуры, который стоит за тем или иным стилем. Постепенно выбор конкретизируется на образе, который оказывается наиболее близок и комфортен подростку. Этот образ чаще всего традиционализируется. Выбор одежды подчеркивает самостоятельность подростка и его индивидуальность. Но позволяет и «спрятаться» через механизм социальной мимикрии в группе таких же как он, оказаться незаметным среди ярких.

Социальная мимикрия - механизм социальной адаптации личности, стремление раствориться в группе, не выделяясь по своим внешним характеристикам и манере вести себя.

Вызывающую одежду и прически носят подростки, которые хотят заявить о своем несогласии с взрослыми, неприятии мира старшего поколения. Бунтующие подростки придерживаются своего стиля как определенной идеологической позиции, упорно отстаивая право на, скажем, фиолетовый цвет волос. Однако главным мотивом при построении собственного образа, как обнаружили исследователи, является желание получить признание и быть принятым в компаниях сверстников . Чувство принадлежности группе дает дополнительные возможности построения собственной идентичности, а в наше время одежда по-прежнему влияет на социальный статус, особенно в молодежной среде. Желание быть похожим на других или стремление обрести превосходство находят отражение в выборе одежды и внешнего образа в целом. Наконец, одежда, которая нравится, повышает собственную самооценку и делает человека увереннее, - удовлетворенные своим внешним видом подростки лучше адаптируются в социальном окружении.

Другим значимым компонентом подростковой субкультуры является музыка. Вкусы подростков чрезвычайно разнообразны, но чаще всего юноши и девушки слушают песни о любви. Они могут исполняться в стиле рэп или хеви-метал, но тема любви присутствует практически всегда. Музыка, как и субкультура в целом, отражает жизненную философию взрослеющего подростка и позволяет если не найти ответы, то сформулировать вопросы.

Музыка - мощное средство общения подростков между собой и способ закрепления традиций. Общение через музыку восходит к дорече- вой коммуникации и основывается на эмоциональных реакциях. Музыка позволяет подросткам, не слишком склонным к вербальным изъяснениям, выразить душевное состояние, впечатления, переживания и настроения. Экспрессивное музыкальное общение по сути несет функцию единения, сопереживания, психологической кооперации и массового заражения эмоциональным состоянием друг друга.

Ритмическая организация мелодий естественным образом синхронизируется с активностью и биологической ритмичностью организма человека, а для подростков еще и открывает адекватный канал выхода сублимированной сексуальной энергии.

Так, Ф. Райс приводит результаты изучения влияния музыки хард-рок и хеви-метал на юношей в возрасте от 14 до 20 лет. Исследование определенно показало, что музыка не только играет важную роль в жизни молодых людей, но часто является страстным увлечением, конституирующим систему отношений, картину мира, структуру денежных расходов, настроение и представления о будущем. Критерием выбора рок-направления для подростков стали искусство исполнителей, восприятие звучания и содержание песен, отражающее их собственные переживания }