Ужасный голос на записи что делать. Шоу «Голос»: Разбор полетов, или почему я перестал его смотреть

Уверен, вы уже не раз сталкивались с тем, что ваш собственный голос в записи кажется чуждым, писклявым, пронзительным, грубым и совсем не таким мелодичным, каким мы привыкли слышать его у себя в голове.

Хорошая новость в том, что вы такой не один. Всех нас раздражает звучание собственного голоса в записи, и с этим ничего не поделаешь. Другой вопрос, почему так происходит и как на самом деле слышит нас весь остальной мир?

Мы постарались разобраться в этом вопросе и подготовили статью, где на простом и понятном языке объясним вам, что же происходит со звучанием вашего голоса, когда вы слышите его из внешних источников, а не внутри самого себя.

Как мы воспринимаем звуки

Начнём с небольшого экскурса в анатомию. Наше ухо состоит из трёх главных частей: наружное, среднее и внутреннее ухо.

Наружное ухо находится на внешней части нашей головы, и мы можем его видеть. Оно открывает ушной канал, а барабанная перепонка отделяет этот канал от среднего уха.

Строение уха

Среднее ухо включает три кости, которые и являются главными проводниками звука. Они усиливают и передают звук во внутреннее ухо.

Внутреннее ухо - это последняя остановка на пути к мозгу. В нём находится ушная улитка, которая преобразует звук в неврологический сигнал и через слуховой нерв передаёт в мозг.

Любой звук, который мы воспринимаем, - это серия колебаний. Вибрация проходит через три кости среднего уха и передаётся в ушную улитку.

Что вы слышите, когда говорите

В первую очередь нужно понять, что звук - это серия колебаний. Эта вибрация проходит через кости среднего уха и достигает ушной улитки, после которой уже попадает в мозг в виде неврологического сигнала.

Есть два разных способа, которыми колебания могут достигать нашего уха:

  1. По воздуху. Так мы воспринимаем внешние шумы: музыку, стороннюю речь и звук собственного голоса в записи.
  2. Через кости. Так мы воспринимаем внутренние шумы, например вибрацию своих голосовых связок.

Что происходит, когда вы слышите запись своего голоса

В этом случае до вас не доходят звуки, передаваемые через кости, и вы получаете лишь звук, передаваемый по воздуху. То есть часть звуков теряется, и на выходе вы получаете незнакомое звучание.

Почему же вас раздражает собственный голос

Здесь ваш мозг сыграл с вами злую шутку. Дело в том, что в вашей голове внутренний голос может звучать так, как вы того захотите. Вам даже может казаться, что ваш голос похож на голос Андрея Малахова или Веры Брежневой. Ирония в том, что вы единственный человек, кто может слышать свой голос таким образом.

Поэтому сразу хочу извиниться за неприятную правду, но голос, который вы слышите в записи, это то, как слышит вас весь остальной мир.

И если вас это хоть немного утешит, хочу сказать, что мы все плывём в одной лодке. Никому из нас не нравится звучание собственного голоса на плёнке, и от этого нам никуда не деться.

Так говорят многие: «У меня нет голоса, и природа меня не наградила!» Но на самом деле это большое заблуждение и просто отговорка, чтобы не работать над собой и своим голосом.

Всё очень просто. Когда вы родились, природа в вас заложила идеальный механизм вашего голоса. Первый ваш крик является совершенным вокалом и голосом. При рождении у вас этот механизм работает и функционирует идеально и абсолютно у каждого человека.

Но, что происходит потом очень важно. Вы растёте, учитесь говорить в возрасте двух, трёх лёт, каждый день кричите, что-то пытаетесь петь под магнитофон, если играет музыка или имитируете звуки в окружающем мире, тренируете ваш голос каждый день и используете его на 100 процентов!

Если вы не верите моим словам сейчас, то зайдите в любой детский сад, вы просто оглохните, у вас перепонки выпадут из ушей, дети кричат, громко говорят, бегают что-то поют. В общем механизм их голоса работает идеально, и их голоса абсолютно не устают в течении дня. И вы были такими же. Вспомните себя в детском садике. Вы использовали свой голос в соответствии со своими инстинктами на 100 процентов возможностей. Или если у кого-то из вас есть маленькие дети посмотрите на них, понаблюдайте и вы всё поймёте. Это как- бы напоминание вам о том, как на самом деле нужно использовать свой голос.

А что происходит дальше? Вы растёте и вам либо родители или чужие дяди или тёти в общественных местах, да где угодно говорят: «Что ты кричишь, замолчи!» Но на самом деле вы не кричите, а говорите свободным красивым мощным голосом, это у них уже его не осталось, но у вас он пока ещё есть. В результате этого у вас наступает психологический блок, потому что вас ругают за это и вы понимает, что это плохо говорить громко, кричать, петь, где вы хотите, и весь ваш голосовой аппарат начинает работать сначала в полсилы. А не на 100 процентов, как до этого. А поскольку голос это мышечная система . А что происходит, когда мышцы не тренируются? Они атрофируются становятся слабыми, заплывают жиром и плохо питаются кислородом.

Тоже самое происходит и с вашим голосом. Голос - это мышцы, которые нужно тренировать каждый день и в младенчестве вы так и делали, но потом вам сказали, что это плохо. В результате вы перестали это делать.

А теперь пример. Что произойдёт если целый день сидеть в офисе на протяжении 5-10 лет и не тренировать мышцы? Человек заплывает жиром, мышцы атрофируются, становятся слабыми и не могут выполнять на 100 процентов возможностей свою функцию и сам механизм ломается в целом.

Тоже самое и с голосом, каждый человек должен использовать свой голос на 100 процентов возможностей и тренировать его правильно, если этого не делать, то к 50-ти годам от вашего голоса уже ничего не останется, он будет слабым и противным по звучанию , потому что слабый голос, некрасивый и безжизненный.

Теперь возвращаемся к тому моменту, когда весь ваш механизм голоса ломается. Это происходит в школе, да именно там, а затем в университете. Вы всё больше молчите в течении дня и вообще не поёте, не кричите с эмоциями, не выражаете ярко свои чувства голосом. Вы перестаёте эмоционально общаться. А раньше в глубоком детстве вы это делали каждый день в детском саду.

Наш мозг так устроен, что он избавляется от той функции, которая не нужна.

Если вы перестали петь в детстве или школе, мозг отключает это всё, если вы перестали общаться эмоционально, если вы не рассказываете стихотворения с выражением, не читаете эмоционально сказки детишкам на ночь, не поёте колыбельные, не зовёте в чистом поле кого-то-то, чтоб вас услышали за пять километров, значит это сигнал мозгу, что вам это не нужно. И он всё отключает. И вся система работы голосового аппарата весь её потенциал просто умирает и так происходит с каждым днём, годом, десятилетием. И вот вам сейчас уже 30 или 40 или 45. И вы слышите всё, что осталось от вашего голоса.

Это тоже самое, если вы не будете тренировать своё тело в течении хотя бы 5 лет, оно будет слабым безжизненным и не способным нормально функционировать в пространстве. Я знаю о чем говорю, потому что сам не занимался своим телом лет так 8, и был ходячим трупом - постоянная слабость, усталость вялость, слабые мышцы. Меня это состояние просто достало и я пошёл в фитнес клуб. Купил абонемент и начал заниматься с тренером. Уже после месяца тренировок у меня появилась энергия, сила, выносливость, тело стало преображаться, а мышцы крепнуть.

И тоже самое было у меня и с голосом. В 8 лет я перестал много петь, а после окончания школы вообще про это забыл. И когда я вспомнил про свой голос в 27 лет. Он был ужасен. В моменты прослушивания его на записи я удивлялся вообще, как люди со мной общаются. Он был на столько противный и слабый. Через пять лет я сделал себе голос. Просто очень захотел и сделал.

Начните делать свой привлекательный, сильный, мощный, естественный, природный голос уже сегодня. опубликовано

Нам помогали:

Кирилл Плешаков-Качалин
Руководитель Школы природного голоса

Жан Абитболь
Врач-отоларинголог, фониатр

Как устроен голос

Природа была так щедра, что наградила нас одной из сложнейших систем, создающей и воспроизводящей звуки. Человеческий голосовой аппарат устроен по принципу язычкового инструмента, или попросту баяна. Воздушный регулятор – меха – это легкие, перепончатый язычок – голосовые связки, а резонатор – полости глотки, рта и носа. Главная часть – связки, которые способны принимать около 170 различных положений (с помощью 16 тончайших мышц).

При спокойном дыхании они достаточно вялы и образуют широкую щель для свободного прохождения воздуха. А при воспроизведении звука – напрягаются, приближаются друг к другу, и голосовая щель сужается. Воздух проходит уже с трудом и шевелит связки, а те, в свою очередь, тоже колеблют воздух и так порождают звук. Звуковые волны поступают в полости глотки, носа и рта. После этого твой голос может быть услышан окружающими.

КСТАТИ: Исследования английского социолога Анны Карпф показывают, что за период с 1945 по 1993 год частота колебаний голоса 18–25-летних женщин снизилась в среднем на 23 герца. Поскольку низкий голос традиционно ассоциируется с силой, уверенностью в себе, сексуальностью и умением убеждать, можно передать привет торжествующему феминизму.

Что поможет изменить голос

Есть мнение, что менять голос – почти то же самое, что вставлять в грудь имплантаты. Ну то есть неестественно. Между тем многочисленные исследования констатируют: большинство людей говорят не своими голосами. Социальные барьеры, комплексы, детские травмы, невыраженные желания, о которых мы уже упоминали, – все это накладывает отпечаток.

Хочешь разливаться соловьем? Выбирай подходящие упражнения. Эффект ты ощутишь уже с первого раза . Но надо заниматься регулярно.

Положи руки на живот. Вспомни то, что очень тебя рассердило. Произнеси любой текст, прижимая руки к животу и стараясь, чтобы звуки исходили именно из области пупка. Выпусти гнев, четко произнося согласные и широко открывая рот. Старайся как можно чаще выражать таким образом свои эмоции – грусть, гнев, радость. Сама убедишься: после неоднократных повторений речь станет насыщенной, менее официальной и более искренней.

Делай зарядку, цель которой – освободить горло, передав основную работу губам и диафрагме. Произноси слоги «кью-икс»: на «кью» губы округляются, а «икс» произносится с широкой улыбкой. Повтори упражнение 30 раз, а потом произнеси небольшую речь, чтобы убедиться в его пользе. После этого на публичных выступлениях твои голосовые связки будут меньше утомляться, а мышцы рта – легче выполнять посылаемые мозгом команды.

5–10 минут в день громко читай любой текст, но без согласных звуков. Затем перечитывай, на этот раз исключая гласные. Вскоре твои трели обретут интенсивность.

«Сядь как можно удобнее, можешь даже прилечь, – советует Кирилл Плешаков-Качалин. – Зевни пару раз для расслабления горла, со звуком. Слегка приоткрой рот (разомкни губы и зубы) и начинай СТОНАТЬ. На разные лады: выше-ниже, короче-длиннее. При этом одну руку положи на грудь. Изображай голосом разные эмоциональные оттенки, от стонов боли до стонов удовольствия. Продолжай 5–10 минут. Если стонать по 15–20 минут в день (можно разделить на два или три подхода и выполнять их в любое время), то скоро ты заметишь, что твой голос стал звучать свободнее, красивее и богаче. Плюс это упражнение крайне полезно для здоровья: звуковые вибрации распространяются по телу, так что ты сама делаешь себе массаж внутренних органов».

После посещения бани и сауны речь тоже звучит глубже – благодаря расслаблению всего тела. Такой же эффект дает спокойная пробежка. Стинг, например, бегает по 6 км в день. Полезно и плавать: это занятие укреп­ляет мышцы спины и улучшает осанку. Последняя – залог хорошего дыхания, а значит, свободного и глубокого голоса.

5. Если хромает дикция

Фраза «вяло шевелит языком» означает, что у человека плохо развита подвижность этого органа, а еще губ и челюсти. Но дикцию легко улучшить, если произносить вслух любые тексты . Например, читать стихи Пушкина методом «закрытого рта»: губы должны быть сомкнуты, а зубы – разомкнуты. Так артикуляционные мышцы начинают работать более активно. «Поначалу, скорее всего, будет слышно одно только мычание, но уже через 5–10 минут тренировок гласные и согласные зазвучат заметно четче», – обещает Кирилл.

Готовы спорить, каждый раз, когда вы слышите запись своего голоса, вы думаете что-то в духе: «Не может быть! Это я? Серьезно?! Как мои друзья со мной общаются?» Это, впрочем, не касается людей, которые работают на радио и телевидении, хотя и им в начале карьеры пришлось столкнуться с подобной неприятностью. Люди постоянно говорят о том, что в записи собственный голос кажется им ужасным, противным, мерзким… и так далее, и тому подобное. Почему это происходит? Попробуем разобраться.

Вот простой ответ: тот голос, который вы слышите, когда говорите, - совсем не то же самое, что слышат другие. «Голос, который вы слышите на аудиозаписи и есть ваш настоящий голос», - отмечает в интервью Live Science Йель Коэн (Yale Cohen), директор Центра исследований слуха в Пенсильванском университете (University of Pennsylvania).

Три маленьких косточки, расположенные в среднем ухе, отвечают за несоответствие между тем, как, по вашему мнению, вы говорите, и тем, как другие вас слышат. Эти косточки - способ обработки шума. Барабанная перепонка вибрирует рядом с ними, а они, в свою очередь, передают вибрации в улитку, спиральную структуру внутреннего уха.

«Обработка акустической информации посредством вибрации косточек называется костной проводимостью, а обработка акустической информации посредством вибрации воздуха за пределами ваших ушей - воздушной проводимостью. Всякий раз, когда вы говорите, ваш мозг учитывает как костную, так и воздушную проводимость, чтобы понять звук», - объясняет Йель Коэн.

Косточки вибрируют не так сильно, когда речь идет о внешнем звуке, но вибрации в несколько раз увеличиваются, когда мы сами произносим слова (это объясняется тем, что рот находится достаточно близко к ушам). Причина путаницы в звучании голоса в реальной жизни и в записи именно в этом: сильные вибрации заставляют нас воспринимать собственный тембр как более низкий, и удивляться, когда он таковым не оказывается.

Возникает логичный вопрос: почему реакция, которую вызывает голос на записи, чаще отрицательная, чем положительная? Эксперты уверены, это происходит потому, что люди думают, что знают, как их голос звучит на самом деле. То же самое произойдет, если в течение 5-6 месяцев у нас не будет возможности смотреться в зеркало, и за это время мы наберем несколько килограммов. Естественная реакция, когда мы наконец сможем взглянуть на себя - шок и недовольство.

Исследования показывают, что иногда люди намеренно изменяют голос. Например, если хотят продемонстрировать свои лидерские качества или, напротив, показаться собеседнику более мягкими, чем они есть на самом деле. Но есть одна вещь в нашем голосе, которая не поддается изменению - ритм, с которым мы говорим. Ученые выяснили, что этот показатель голоса связан с физиологическими особенностями и воспитанием, а потому им трудно манипулировать даже сознательно.