Обручальные кольца славян на какой руке. О кольцах славян

Свадебный обряд самый древний и является частью культуры всех народов мира. Один из самых красивых и серьезных свадебных обрядов – это славянский. В нем соблюдены все традиции, которыми пронизаны как само торжество, так и атрибутика. Славянские обручальные кольца несут в себе не только символический характер, но и защищают молодую семью.

Свадебные обереги древних славян

Б. А. Рыбаков выделяет несколько типов семейных славянских оберегов:

  • Птица, которая смиренно сидит в гнезде олицетворяет семейную жизнь.
  • Изображения ложек, как символ сытости, а если быть точнее, то символ материального состояния.
  • Ключ. Полагалось, что он охраняет имущество.
  • Челюсть хищника – это оберег от зла и темных сил. Считается самым древним оберегом славян.

А вот популярный в наши дни свадебник, в исследование Рыбакова из двух томов отсутствует. Означает ли что этот символ только миф и красивая история, придуманная в современном обществе?

Как известно, назначение свадебника охранять семью и любовь. Но также известно, что в древности браки заключались в большинстве своем по расчету и о любви речи никогда не шло.

Также считается, что кроме молодоженов, было принято дарить обручальные кольца людям, воспитывающим в одиночку детей. С одной стороны, древние считали, что такой подарок в виде кольца должен был сохранить энергетику семьи. Но с другой – кольцо заключало союз с одиночеством.

Мотивы и материалы

Самым популярным мотивом для обручальных колец славян была свастика. Она имела около 50 значений и интерпретаций, основным из которых являлся символ вечной жизни и круговоротом жизни. Символ напоминал солнце и олицетворял победу добра над злом.

Очертания свастики на парных украшениях означали бесконечную верность и любовь, а также преодоление всех трудностей и совместного возрождения после смерти.

Самым популярным оберегом и символом считались украшения со свадебником. Символ представляет собой две свастики – красную и синюю, олицетворяющие мужское и женское начало, а также сплетение двух родов. Символы не замыкаются вкруг, что означает, что семья живет не только в своем мире, но и в племени. Свадебник не имеет острых углов, что говорит о гладкости и мире.

Восемь лучей олицетворяют восемь детей, которых дарили супруги родителям и богам как уплату. Четверых дарила мать, четверых отец. А девятый ребенок – первенец, дарился обоими родителями своему Роду.

Обручальные кольца украшал знак Солард. Он также выполнен в виде свастики и означает плодородие и женское начало.

Другой символ для обручальных колец – это руна Одал. Она символизирует продолжение рода, Родины и имущества, но основное значение – это сохранность материальных ценностей в семье.

Для женщин обручальные изделия декорировали символикой Макоши – Матери-земли. Они изображались на кольцах как квадрат, разделенный на четыре части.

Для изготовления славянских обручальных колец использовал в основном бронзу, медь и золото. Серебро считалось редким и дорогим металлом, а обладателям таких украшений можно было только позавидовать.

Но, несмотря на доступность серебра в наши дни, его все же не рекомендуется использовать для изготовления свадебных украшений, так как оно недолговечно и со временем теряет форму.

Самыми популярными кольцами в славянском стиле считаются изделия из белого золота. Они похожи на серебряные, но отличаются долговечностью.

Не уступают им в популярности и литые украшения с выгравированным рисунком.

Как носить?

На Руси всегда соблюдались правила ношения обручальных колец. После прохождения обряда помлвки и нарекания женихом и невестой, молодые люди обменивались кольцами-оберегами и надевали их друг другу на безымянные пальцы правой руки.

Предложение руки и сердца — один из самых романтичных и запоминающихся моментов в истории молодой пары. На каком пальце носить помолвочное кольцо, являющееся символом серьезности намерений будущего мужа? В разных культурах на этот счет есть разные традиции.

На каком пальце носить кольцо на помолвку?

Ношение кольца, врученного женихом, является символом того, что девушка несвободна и планирует в скором времени выйти замуж за своего избранника. Сразу после предложения руки и сердца будущая невеста надевает на палец кольцо, если она принимает предложение замужества.

На какой руке носят кольцо?

В каждой стране есть собственные традиции, связанные со свадебными ритуалами. При просмотре западных фильмов и сериалов видно, что девушка, согласная выйти замуж, надевает кольцо на безымянный палец левой руки. В славянской традиции носить помолвочное и обручальные кольца на правой руке.

В России, Белоруссии и Украине ношение обручального кольца на левой руке означает, что женщина в разводе или овдовела. Чтобы избежать путаницы, лучше надеть помолвочное кольцо на ту же руку, которая через небольшое время украсится обручальным колечком.

Вопрос, на каком пальце носить помолвочное кольцо, равнозначен и в западной культуре, и в славянской. Кольцо носят на безымянном пальце.

История обычая

Как и многие другие ритуалы, весомый знак помолвки между молодыми имеет свою историю. Самые известные версии появления обычая:

  1. Восточная . Традиция началась в древнем Египте. Украшение должно было быть сделано из золота и символизировало верность и любовь молодых. В то время было принято считать, что ношение кольца на определенном пальце имеет свое значение. Безымянному пальцу соответствовала Афродита, богиня любви, поэтому ношение на нем колечка символизировало любовь и скорый брак.
  2. Славянская . В языческие времена считалось, что безымянному пальцу покровительствует Ярило, бог Солнца и покровитель жизни на всей земле. Помолвочное кольцо у славян должно было быть обязательно гладким — считалось, что орнаменты и завитки мешают священному действию божества. Женское кольцо отливалось из золота — «мужского» металла. Девушка же вручала будущему мужу серебряное украшение, олицетворяющее женскую сущность. По верованиям славян, сочетание двух начал в одной семье порождало гармонию и любовь.

Какие кольца дарят на помолвку?

В отличии от кольца обручального, помолвочное кольцо не обязательно должно быть гладким и иметь простую форму. Напротив, наличие драгоценных и полудрагоценных камней, орнамента или завитков из металла только приветствуются. Классический вариант помолвочного колечка — это один крупный камень в окружении мелких на гладком ободке.

Разумеется, строгих правил для формы этого драгоценного дара нет — можно выбрать любой металл, любую форму и любые камни. Лучший выбор — это учет вкусов будущей невесты. Даже если девушка не носит колец, по ее выбору одежды, аксессуаров и прочих дополнений можно угадать, какое именно кольцо придется ей по душе.

Какие камни могут быть в помолвочном кольце?


Традиционно считается, что помолвка — это серьезный шаг во взрослой жизни. Именно поэтому не принято экономить при выборе помолвочного украшения. Классические камни в кольце:

  • бриллиант;

Также, нередко используются и полудрагоценные камни:

Чаще всего можно встретить варианты из золота различных оттенков (белого, лимонного, розового), но популярны и другие металлы: серебро, платина, вольфрам, титан.

Если будущий жених стеснен в средствах, он может остановиться на бюджетном варианте помолвочного колечка. Но если проблем с финансами нет, скупиться не стоит — девушка наверняка оценит широкий жест по достоинству.

Как носят помолвочное кольцо до свадьбы и после?

В России принято после свадьбы носить одно обручальное кольцо, сняв с пальца помолвочное. Но традиции склонны меняться и сейчас у невесты есть следующие варианты:

  1. До свадьбы носить кольцо для помолвки, а после свадьбы снять его и носить обручальное.
  2. Носить оба украшения одновременно. Обычно их носят на одном пальце.
  3. Носить помолвочное кольцо как отдельный аксессуар на торжественные случаи. Этот вариант наиболее актуален при существенной стоимости ювелирного изделия или его фамильной ценности.

На Западе можно часто столкнуться с традицией передавать кольца молодому поколению своей семьи для помолвки. Это очень трогательный обычай, способствующий близости поколений.

Еще один прекрасный обычай — жених сам участвует в разработке дизайна украшения. В этом случае кольцо становится ценным не только из-за количества драгоценных камней, но и из-за личного вклада будущего мужа.

Если вы планируете носить оба кольца вместе после свадьбы, стоит позаботиться о том, чтобы они сочетались между собой. Несмотря на то, что в современной моде не осталось строгих правил по сочетанию ювелирных украшений между собой, эффектнее будут смотреться кольца сходного дизайна и одинакового оттенка золота.

Можно ли снимать кольцо на помолвку?

Традиции достаточно единодушны по этому поводу — если девушка сняла кольцо, она сомневается в своем выборе будущего мужа. Все народные приметы гласят, что любовь будет крепкой, а семейное счастье безоблачным только при его постоянном ношении.

Следовать ли народным поверьям или делать так, как удобнее — решать только вашей семье. Ведь крепкий брачный союз — это намного больше, чем ювелирные украшения и правила их ношения.


Существует много версий появления древних женских височных украшений. По одной из них, самым древним женскими головными украшениями были цветы. Из них плели венки, вплетали в косы. Выйдя замуж, славянская женщина убирала волосы под головной убор. В качестве имитации цветов и появились носимые около уха украшения. По всей видимости, эти украшения имели древнее название «усерязь» (от слова ухо), хотя наибольшую известность приобрели по кабинетному названию – «височные кольца».

По внешним и технологическим признакам височные кольца делятся на группы: проволочные, бусинные, в которой выделяется подгруппа ложнобусенные, щитковые, лучевые и лопастные.


Величина и форма проволочных колец служат признаком для выделения в них отделов: перстнеобразных, браслетообразных, среднего размера колец и фигурных. Среди первых трех отделов существует деление на типы: замкнутые (со спаянными концами), завязанные (варианты: с одним концом и двумя концами), простые несомкнутые (рис. 1); с заходящими концами (варианты: крестообразные, в полтора – два оборота (рис. 2), с перегибом; загнутоконечные; S-конечные (рис. 3); плоскоушковые; крюкоконечные; петлеконечные; втульчатые .

Самые малые из проволочных перстнеобразные либо нашивали на головной убор, или вплетали в волосы. Они были широко распространены в X-XIII вв. по всему славянскому миру и не могут служить ни этническим, ни хронологическим признаком. Однако, полуторооборотные замкнутые проволочные кольца свойственны для юго-западной группы славянских племен .

Бужане (волыняне), древляне, поляне, дреговичи.

Для них характерны проволочные перстнеобразные височные кольца диаметром 1 до 4 см. Наиболее частыми являются кольца с несомкнутыми и заходящими друг на друга концами и, как разновидность последних, полуторооборотные кольца. Гораздо реже попадаются кольца загнутоконечные и S-конечные, а также полихромные, однобусенные и трехбусенные зерненые кольца.

Северяне.


Этнографическим признаком северян являются проволочные фигурные спиральные кольца XI-XII вв., (рис. 4). Женщины носили их по два – четыре с каждой стороны . Данный вид колец произошел от сприральных височных украшений, распространенных на левобережье Днепра в VI-VII вв., (рис. 5).

К наследию более ранних культур можно отнести встречающиеся на памятниках северян лучевые ложнозерненые литые височные кольца VIII-XIII вв., (рис. 6) Они представляют собой поздние копии дорогих ювелирных украшений. Кольца XI-XIII вв. отличаются небрежностью изготовления .

Смоленско-полоцкие кривичи.


У смоленско-полоцких кривичей были браслетообразные проволочные височные кольца. Они крепились кожаными ремешками к изготовленному из бересты или ткани головному убору типа кички от двух до шести у каждого виска . В основном это были кольца с двумя завязанными концами (XI – начале XII в.) и одним завязанным концом (XII-XIII вв.) . В верховьях рек Истры и Клязьмы выявлен значительный процент встречаемости S-конечных колец (X-XII вв.), в то время как других регионах они встречаются достаточно редко, (рис. 7).

Псковские кривичи.


На этой территории встречаются браслетообразные проволочные височные кольца с заходящими концами крестообразные и загнутоконечные. Иногда к кольцам подвешивались на цепочках бубенчики с крестообразной прорезью (X-XI вв.) или трапециевидные (иногда подтреуголье) привески с циркульным орнаментом, (рис. 8).

Для словен новгородских характерны щитковые височные кольца . Наиболее ранним типом является кольцо диаметром 9-11 см с четко вырезанными ромбическими щитками, внутри которых пунктиром был изображен крест в ромбе. Окончания креста оформлялись тремя кружками. Оба конца кольца завязывались или один из них заканчивался щитком. Такой тип называется классическим ромбощитковым . Он бытовал в XI – первой половине XII вв. Для конца XI-XII вв. характерен рисунок креста в ромбе и четырьмя кружками на поле. Со временем щитки становятся сглаженными, а затем и овальными. В орнаменте крест заменяют кружки или выпуклины. Уменьшается и размер колец. Характерными для конца XII-XIII вв. являются втульчатоконечные кольца, орнаментированные выпуклинами или продольным ребром . Способ ношения этих колец аналогичен проволочным браслетообразным.

В XIII-XV вв. у словен новгородских широкое распространение получают серьги в виде перевернутого знака вопроса , (рис. 9).

Анализируя символику этих типов височных колец Б.А. Рыбаков пишет: «Круглая кольцевидная форма, позволяющая говорить о солярной символике, была у височных колец дреговичей, кривичей и словен новгородских. У словен большое проволочное кольцо расплющивалось в 3-4 местах в ромбические щитки, на которых гравировалась крестообразная фигура или квадратная "идеограмма нивы". В этом случае солнечный символ - круг - сочетался с символом земного плодородия».

Вятичи и Радимичи.


Лопастные и лучевые кольца.
Самые ранние лучевые кольца, (рис. 10), относятся к Роменской и Боршевской культурам VIII-X вв. . Образцы XI-XIII вв. отличаются грубой выделкой . Бытование древнейшего типа семилопастных колец относится к XI в., (рис. 11).

В своей работе Т.В. Равдина отмечает, что «древнейшие семилопастные височные кольца размещены, за одним исключением, за пределами ареала классических семилопастных колец». В той же работе говорится так же, что «постепенного хронологического и морфологического перехода от древнейших семилопастных XI в. к семилопастным москворецким XII-XIII вв. нет». Однако находки последних десятилетий показывают, что это не совсем так. Например, несколько древнейших семилопастных колец найдено в Звенигородском районе Московской области . По имеющимся у меня достоверным данным, фрагменты этого типа колец часто встречаются наряду с фрагментами, как его называют археологи, первого типа простого семилопастного кольца, (рис. 12), на поле, близ бывшего (почти полностью уничтожено оползнями в реку) городища Дуна (Тульская обл., Суворовский р-н).


По данным археологов этот тип бытовал на рубеже XI-XII вв., а стало быть, несмотря на отсутствие переходной формы, мог быть следующей ступенью развития семилопастного кольца . Для данного типа характерны малые размеры, каплевидные, скругленные лопасти и отсутствие боковых колечек. В первой половине XII в. на кольцах появляются боковые колечки, заштрихованный орнамент, заходящий на каждую лопасть острыми кончиками, секировидная форма лопасти, (рис. 13).

В середине века существовало много переходных вариантов семилопастных колец. Например, бывают кольца: с боковыми колечками и каплевидными лопастями; с орнаментом и каплевидными лопастями; с секировидными лопастями, но с незаходящим на них орнаментом и т.д. Для поздних колец характерно наличие всех трех признаков, (рис. 14).

Развитие семилопастного кольца во второй половине XII-XIII вв. идет по пути увеличения размеров, а так же усложнения узоров и орнаментов. Существует несколько типов сложных колец конца XII – начала XIII вв., но все они достаточно редки. Количество лопастей может быть также три или пять, (рис. 15), однако их количество не влияет ни на типологию, ни на хронологию."

Нельзя не обойти вниманием одну неувязку, отмеченную Т.В. Равдиной . Дело в том, что район, где выявлено наибольшее количество поздних семилопастных колец, а именно Подмосковье, согласно летописям вятическим не был. Напротив, летописные вятические верховья Оки характеризуются небольшим количеством находок этого типа колец. Отсюда встает законный вопрос: правомерно ли считать поздние семилопастные кольца атрибутом племени вятичей?


Следует отметить, что древнейший тип семилопастных колец так же часто встречается на земле Радимичей и его определяют, как прототип семилучевых, (рис. 16), XI-XII вв. . Подмечая этот факт, Б.А. Рыбаков делает вывод, что данный «тип попал, очевидно, волго-донским путем в землю Вятичей и Радимичей, был хорошо воспринят местным населением и просуществовал, видоизменяясь, до XIII в., дав начало радимичским семилучевым височным кольцам X - XI вв. и вятическим семилопастным XII в., дожившим до татарского нашествия. В основе его кольцо, в нижней части которого торчат вовнутрь несколько зубчиков, а вовне - более длинные треугольные лучи, часто украшенные зернью. Связь с солнцем ощущается даже в научном наименовании их - "семилучевые". Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были чьим-либо племенным признаком, но со временем закрепились в радимичско-вятических землях и стали в X - XI вв. таким признаком этих племен. Носили семилучевые кольца на вертикальной ленте, пришитой к головному убору». Подобные наборы украшений называются ленточными .

Городские украшения.

К ленточным относятся и украшения с бусинными височными кольцами . От перемещений насаженные на кольцо бусины фиксировались обмоткой тонкой проволокой. Эта обмотка создавала также интервалы между кольцами.


Бусинные височные кольца имеют разновидности : гладкие, имеют варианты: кольца с бусинами одинакового размера, X - нач. XIII вв., (рис. 17), и кольца с бусинами разного размера, XI - XIV вв.; ложчатые XI-XII вв.; гладкие со сканью, (рис. 18); мелкозерненые (рис. 19); крупнозерненые XII-XIII вв.; ажурно-филигранные, (рис. 20); зернено-филигранные XII в., (рис. 21); узелковые XI в., (рис. 22); комбинированные, (рис. 23); полихромные X-XI вв., с бусиной из пасты, стекла, янтаря или камня .


Отдельно следует выделить височные кольца с бусинами сложной формы, украшенными сканью, (рис. 24). Данный тип, называемый Киевским был широко распространен в XII- первой половине XIII в. в княжествах, находившихся на территории современной Украины.


В сельской местности, кроме Суздальского ополья, бусинные кольца встречаются не часто, но они были широко распространены среди зажиточных горожанок. Ленты с набором трехбусинных колец обычно завершались связкой из двух-трех подобных колец или утяжеленной красивой привеской, (рис. 25).

С первой половины XII в. такой привеской стал звездчатый колт с широкой дужкой и уплощенным верхним лучом, (рис. 26). Во второй половине столетия вместо верхнего луча появляется лунничная часть с узкой дужкой.

Существовали подобные колты и из серебра, (рис. 29). Они украшались чернью. Излюбленными мотивами были изображения русалок (сиринов) с одной стороны и турьих рогов со стилизованными семенами с другой. Близкие изображения можно встретить и на других украшениях, описанных в статье Василия Коршуна " ". По мнению Б.А. Рыбакова подобные рисунки являли собой символы плодородья . Лунничные колты обычно носились на цепочке, закрепленной к головному убору в районе виска.

Во второй половине XII в. стали появляться полые эмалевые лунничные колты, выполненные из меди. Они украшались позолотой и эмалевыми рисунками. Сюжеты рисунков были схожи с теми, что были на их «знатных» аналогах. Медные колты, естественно, были значительно дешевле, нежели колты из драгоценных металлов, и получили более широкое распространение, (рис. 30-32).


Еще более дешевыми были отлитые в жестких имитационных литейных формах колты из оловянисто-свинцовых сплавов, (рис. 33, 34), бытовавшие до XIV в. . Так единичными поздними дешевыми переливками, напоминающими капли слез по утраченному древнему ювелирному искусству, закончилась эпоха височных украшений домонгольской Руси. Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый удар, как по бытовавшим техникам, так и традициям. Для того чтобы оправиться от него, понадобилось не одно десятилетие.

Рисунки по реконструкции ношения височных украшений взяты из статьи .

ЛИТЕРАТУРА:
1. Жилина Н.В. «Русский ювелирный убор», Родина №11-12, М., 2001.
2. Левашева В.П. «Височные кольца, Очерки по истории русской деревни X-XIII вв.», М., 1967.
3. Недошивина Н.Г. «К вопросу о генетической связи радимичских и вятичских височных колец», Труды ГИМ. В. 51. М. 1980.
4. Равдина Т.В. «Древнейшие семилопастные височные кольца», 1975.СА. №3.
5. Равдина Т.В. «Семилопастные височные кольца», Проблемы советской археологии. 1978, М.
6. Равдина Т.В. «Типология и хронология лопастных височных колец», Славяне и Русь, М., 1968.
7. Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси», М., 1988.
8. Седов В.В. «Восточные славяне в VI-XIII вв.», Археология СССР, М., 1982.
9. Седова М.В. «Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.)», М., 1981.
10. Станюкович А.К. и др., Работы Звенигородской экспедиции, АО 1999, М., 2001.
11. «Украшения из драгоценных металлов, сплавов, стекла, Древняя Русь. Быт и культура», Археология СССР, М., 1997.
12. Коршун В.Е. «Родная старина. Обретая утраченное», М., 2008.

При изучении язычества древних славян, при выяснении корней и глубин народной памяти на протяжении первого тысячелетия нашей эры академик археолог Б. А. Рыбаков исследовал возникновение религиозно-мифологических представлений. Он тщательно изучал и народные обереги, и язычество в городском быту, а также обряды и празднества. Славянские обручальные кольца им описаны очень кратко. Хотя кольцам, найденным в захоронениях, уделено некоторое место.

Какими были реальные перстни?

Как пишет академик Б. А. Рыбаков, на этих самых небольших по величине украшениях выступает идея макромира, который должен оберегать микромир девушки. которая нанесена на славянские обручальные кольца, - это три креста или три солнца, или два креста и солнце посередине. Этим приемом показано движение небесного светила от рассвета к середине дня и от полудня, его высшей точки (который почитали язычники), к закату. Такими были обручальные кольца со найденные в захоронениях. Ничего более маститый ученый о кольцах не говорит.

Перед вами фотография реальных славянских перстней 13-19-го веков.

Свадебные обереги древних славян

Самый полный набор оберегов Б. А. Рыбаков описывает так:

  • Спокойно сидящая птица (находится в гнезде?).
  • Две ложки.
  • Пилообразный предмет (челюсти хищника).
  • Ключ.

Значение их таково: птица вьет семейное гнездо, ложки, предназначенные для пары, выражают пожелание быть сытыми, а если шире, то означают благосостояние вообще. Символика ключа - сохранность имущества семьи. Челюсть хищника - древнейший амулет, отгоняющий от человека всяческое зло. Славянские обручальные кольца со свадебником ученым не упоминаются. Термин «свадебник» в его двухтомном исследовании отсутствует. Приходится прийти к выводу, что это мифология, созданная уже в наше время. Она, конечно, красивая, но на самом деле от истины довольно далекая.

Мифология XXI века

Отсутствие веры - колебания от монотеизма к многобожию - в нынешние дни подменяется созданием дивных сказок. Это не значит, что они не должны существовать. Пусть будут, но относиться к ним всерьез - это верх наивности. Так же и славянские обручальные кольца. Пусть существуют.

Ювелиры делают их исключительно красивыми, узорчатыми. И если вспомнить буддизм, то он предполагает, что каждый человек существует в своем собственном мире. И если он верит в него, то, значит, он имеет место. Если вы верите в славянские обручальные кольца как в обереги, то, возможно, они ими и станут. Это похоже на эффект плацебо. Мы пьем, как нам сказали, лекарство, а на самом деле что-то бесполезное, но оно действует, и человек чувствует себя какое-то время лучше.

Что говорят нынешние сказки?

Современные создатели мифов обладают богатой фантазией, определенными сведениями по истории, которую они выворачивают, как хотят, и знаниями архетипов по Юнгу. Поэтому в их сказках трудно выделить истину и безвредную выдумку. Вот, например, они пишут, что узоры не наносились на славянские обручальные кольца. Свадебник - специальный символ - мощный оберег. Он требовался, чтобы сохранить любовь (а в древности браки по любви, напомним, были редкими, они заключались в основном по расчету), и взаимодействие родов, и гармонию в брачном союзе. Вот перед вами фото - кольцо со свадебником, состоящим из незамкнутых восьмерок.

Цифра восемь напоминает знак бесконечности, что, по мнению авторов, должно означать неизменность протекающих процессов. Но отсутствие перемен - это ведь застой и стагнация. Хорошо ли это? Не должны ли молодые быть деятельными, энергичными и открытыми переменам, активно воздействующими на окружающую действительность? Иначе говоря, содействовать прогрессу и собственному развитию.

Что еще можно найти в мифах?

Некоторые предлагают дарить славянские обручальные кольца одиноким людям, воспитывающим детей, чтобы сохранить семейную энергетику. Другие авторы, напротив, категорически против такого подарка, так как человек навсегда останется один, человек не должен объединяться с одиночеством. Тут просто вопрос в том, во что вы сами поверите, какой мир после такого подарка-свадебника себе создадите.

Это наводит на простейшую мысль - "да сказки это все!". Подобные кольца и свадебник сами по себе ничего значимого не представляют, а только выявляют наше подсознательное.

Заключение

Дарить красивые обручальные кольца с символикой и без нее можно и должно. Но придавать этому огромное значение не стоит. Главное - это чистые и добрые отношения, внутренняя связь, которая в семье объединена единой целью. Тогда и жизнь будет протекать вполне гармонично.

Название этого украшения происходит от древнерусского слова КОЛО - круг. Окружность считается основой мироздания, она не имеет ни начала, ни конца. Бесконечность, обернувшаяся вокруг пальца. Её центр - это место прохождения небесной силы, божественного дыхания.

Владельца можно рассматривать как обладателя собственной вселенной, которую он носит с собой и может, в случае необходимости, воспользоваться. В русских сказках, поменяв местонахождение кольца на руке, можно было мгновенно перенестись в другое место («Аленький цветочек»), вызвать почти всемогущих помощников («Золотое кольцо»), спрятать в него целое царство и унести с собой в качестве приданого («Золотое, серебряное и медное царства»). Речь идет о кольце - обычном, но не простом. Оно есть у каждой женщины, и даже не одно, кольцами владеют и мужчины; но мы почти забыли, что значат кольца, и что они могут сделать для своих хозяев.

Когда-то кольцо могло служить и символом власти. Долгое время русские цари (вплоть до Алексея Михайловича) носили так называемый «напалок» - перстень на большом пальце. В те времена подобный вариант использования этого украшения на Руси был исключительно царской привилегией. В то же время, люди низших или средних сословий могли носить простые кольца по профессиональной необходимости.

Лучники предпочитали использовать сразу несколько колец (обычно три) - на безымянном, среднем и указательном пальцах, чтобы уберечь руки от порезов тетивой. Сапожники эксплуатировали в работе кольца-наперстки, что гораздо удобнее, чем «отдельный», закрытый наперсток. Кулачные бойцы старались перед схваткой унизать свои пальцы кольцами помассивнее, желательно - с острым камнем.

Постепенно кольцо или перстень становится своего рода опознавательным знаком, «удостоверением личности». Несовершенство документации - вплоть до появления фотографии - не позволяло использовать какие бы то ни было бумаги, грамоты (или пергаменты) в качестве бесспорного доказательства, что человек является именно тем, за кого себя выдает. На кольца в этом смысле полагались значительно больше: ведь, чтобы отобрать кольцо, нужно убить его хозяина либо ввести в бесчувственное состояние. А грамоту можно и просто украсть. Понятное дело, для того, чтобы служить опознавательным знаком, предмет должен быть уникальным. Поэтому понятия «дорогие кольца» не существовало - они все были такими.

В народной традиции любой узелок, завязанный на одежде, волосах, запястье, оберегает человека от зла. Находящийся в очерченном круге был недоступен нечистой силе. И наши предки использовали кольца как оберег. Что бы отогнать от новорожденного болезнь, его купали в воде с серебряным кольцом; укладывая дитя спать, кольцо клали ему под подушку. Чтобы роды прошли легко, будущей матери не следовало снимать кольцо в течение всего срока беременности. Чтобы вернуть уходящего из семьи супруга, нужно посмотреть на него сквозь венчальное кольцо. Желая увидеть во сне жениха, девушки клали кольцо под подушку, либо надевали его на палец правой ноги.

В традиции кольцо на том или ином пальце носилось не просто так: являясь магическим атрибутом, оно многое могло рассказать о своем владельце. Если серьезно подойти к выбору кольца и месту его ношения на руке, можно корректировать свой характер, состояние здоровья и жизненную ситуацию в целом. Обычно, кольцо на правой руке у правши говорит о том, каково его состояние в настоящий момент. Кольцо на левой руке говорит о том, какое состояние было бы для этого человека желательным. Определить состояние у левшей сложнее - кольцо, выражающее текущее состояние, может быть и на правой, и на левой руке.

На большом пальце чаще носят кольца люди экспансивные, эмоциональные и обладающие огромными запасами энергии. Кольцо на этом пальце связано с активными мужскими проявлениями, с его помощью можно придать себе решительности или сдержать свой слишком бурный темперамент.

Кольцо на большом пальце усмиряет агрессию в человеке, помогая сделать его отношения с людьми более гармоничными. Носители кольца на большом пальце обычно упрямы, стараются любыми способами утвердиться в мире, и, в первую очередь, в сексуальном плане. Древние греки и римляне носили кольцо на большом пальце для защиты своего мужского достоинства.

На большой палец лучше надеть кольцо из меди. Нерешительным и застенчивым людям поможет кольцо на указательном пальце, оно сделает их увереннее, повысит самооценку. Помимо этого считается, что оно принесет удачу и успех. Человек сможет обрести внутреннюю веру в свои силы, стать проницательнее и расширить горизонты познания. Лучше, чтобы это кольцо было из золота.

Невезучим людям, на пути которых возникает много препятствий, принесет удачу кольцо, носимое на среднем пальце. Здесь же стоит носить родовое кольцо (если такое имеется), переданное через поколения родственников вам по наследству. Кольцо на среднем пальце помогает справляться с трудностями, дает силы выстоять и пройти все невзгоды. Также кольцо на среднем пальце подошло бы тем, кто занимается медитациями или самосозерцанием.

На среднем пальце гармоничнее работают кольца, изготовленные из железа (стали).

Любители украшать безымянный палец подчеркивают свою страсть к красоте, изысканным вещам и богатству. Обычно это эстеты, любители удовольствий, жаждущие славы и богатства (больше всего это относится к мужчинам, носящим кольца). Кольцо на безымянном пальце, особенно золотое, помогает самовыражению и приобретению известности и богатства.

Спокойным и уверенным людям лучше подойдет маленькое кольцо, а эмоциональным и горячим комфортнее будут большие кольца. Также кольцо на безымянном пальце правой руки носят люди, состоящие в браке, и золото, как металл Солнца, лучше всего подходит для укрепления любви в браке.

Тем, кому не хватает красноречия, гибкости ума или ловкости рук, поможет кольцо на мизинце. Оно также может помочь установить деловые контакты и найти общий язык с разными людьми. Полезно украсить мизинец дипломатам, врачам, бизнесменам, ораторам, политикам и аналитикам, а также тем, кому нужна поддержка в этих областях нашей жизни. Кольцо на мизинце подошло бы любителям азартных игр и флирта. Люди, носящие кольца на мизинце, часто говорят неправду, изворотливы и склонны к изменам и авантюрам - кольцо помогает подавить эти качества своего характера.

Людям, имеющим отношение к мистике, хорошо подойдет серебряное кольцо. Оно помогает развитию интуиции, дара предсказания и предвидения.

Носить такое кольцо можно на любом пальце, но опытные люди советуют носить серебряные браслеты на запястьях, а не кольца.

Золотые кольца помогают поддерживать статус и уверенность в себе, привлекают финансовое благополучие.

Медные кольца, а также из медесодержащих сплавов, таких как бронза, мельхиор, нейзильбер и даже латунь, помогают наладить отношения с противоположным полом. Стальные придают твердости и мужественности характеру своего владельца. В древности кольца со слабоокрашенными камнями носили женщины, кольца с интенсивно окрашенными камнями предназначались для мужчин.

Кольца обросли множеством легенд у многих народов. Это и волшебное проклятое кольцо Нибелунгов, и кольца, вызывающие джиннов, и перстень царя Соломона, дарующий человеку власть и здоровье, и золотое кольцо змеиной царицы из русских сказок, и гладкое золотое кольцо, способное покорить и поработить весь мир, из «Властелина колец».

Но вот самый любимый женщинами тип кольца - «обручальное» - не отличается особой затейливостью. На протяжении долгих веков, начиная с легендарных времен, оно почти не изменилось…