Легенды о царе соломоне. История царя Соломона Тысяча и одна ночь

К сожалению, все данные о мудреце Соломоне сохранились лишь в библейских источниках. Поэтому некоторые считают, что исторически эта фигура не существовала. Однако неважно, существовал Соломон на самом деле или нет: важно то, что притчи, авторство которых приписывается царю Соломону, действительно мудры и полезны.

Притчи Соломона - это назидательные истории, которые он якобы оставил последующим поколениям с советами о том, как нужно правильно жить. Книга притчей Соломоновых учит слушать свой внутренний голос перед тем, как поступать опрометчиво и позже сожалеть о содеянном.

Притча о кольце Соломона

Легенда рассказывает о страшном голоде в стране, которой правил Соломон и о том, как царь, желая помочь своему народу, распродавал царские сокровища. Но все было тщетно, и тогда обратился Соломон к жрецу за советом. Жрец вручил царю кольцо, символ власти, и повелел в минуты беспокойства просто держать его в руке.

Когда правитель пришел домой, и очередная волна отчаяния снова настигла его, узрел он надпись на кольце, которая гласила: «Все пройдет». И все прошло, мудрость восторжествовала.

Но однажды, когда умерла горячо любимая жена царя Соломона, он вновь обратился к кольцу. Увидев надпись на кольце, царь разгневался и хотел бросить украшение в огонь, но вдруг разглядел ниже той надписи ещё одну: «И это пройдет тоже».


Через несколько лет на смертном одре приказал царь принести ему кольцо, но прежние надписи не утешали его, тогда он взглянул внимательнее и на ребре обнаружил надпись: «Ничто не проходит».

Притча о настоящей матери

Однажды к Соломону за советом обратились две женщины, чтобы он рассудил, чей ребенок остался жить. Якобы вышло так, что одна из них во сне случайно задавила новорожденного младенца, а после, обнаружив это, подменила мертвого на живого своей соседки.

Споры и ругань не привели ник какому согласию двух отчаянных женщин. Тогда царь предложил им единственно возможный выход - разрубить живого младенца пополам и вручить каждой по половине. Настоящая мать ребенка упала в ноги царю и просила не рубить ребенка, а отдать другой женщине, лишь бы ее чадо осталось живым. Вторая претендентка лишь обрадовалась такому раскладу, ее младенец-то был мертв.


Так Соломон раскрыл правду и отдал ребенка в руки истинной матери.

Притча о моральном выборе

Однажды к царю Соломону за советом пришел человек, спрашивая, что ему делать, если перед каждым жизненно важным решением его одолевают сомнения, как поступить было бы правильнее. Он страдал от бессонницы и беспокойства из-за постоянного страха поступить неправильно.


Тогда Соломон обратился к нему с таким вопросом – что бы он сделал, видя тонущего ребенка? Тот сразу же ответил, что, не раздумывая, бросился бы за ним в реку. И тогда Соломон спросил – поступил ли бы этот человек по-другому, если бы это событие произошло вчера или завтра. И человек отвечал, что нет – и в прошлом, и в будущем он спас бы тонущего ребёнка.

Царь разъяснил ему, что поступать надо ситуативно, главное – чтоб поступки не шли в разрез с моралью и совестью человека. Таким образом, вся наша жизнь строится не на выборе, а на составляющих нашей души. Внутренне состояние определяет и внешние поступки человека в мире.

Видео

На видео, представленном ниже, вы сможете послушать и другие притчи мудрого царя Соломона.

«Omnia transeunt et id quoque etiam transeat»- было написано на кольце, с которым не расставался Соломон.

3 легенды о кольце царя Соломона

«Omnia transeunt et id quoque etiam transeat» - было написано на кольце, с которым не расставался Соломон.

Легенда первая

Жил был мудрый царь Соломон. Несмотря на свою мудрость, жизнь его не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу, с просьбой: “Помоги мне! Очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я сильно подвержен страстям и это очень мне мешает!” На что Мудрец ответил: “Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: “ВСЁ ПРОХОДИТ!”. Когда тебя постигнет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя! В этом ты найдешь спасение от страстей!”.

Шло время, Соломон последовал совету Мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент и однажды, как обычно, взглянув на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имелась какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: “И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ…”

Легенда вторая

Царю Соломону в юности было подарено кольцо со словами, что когда ему будет очень трудно ли, грустно ли, страшно ли - пусть вспомнит о кольце и подержит его в руках. Богатства Соломона были немеряны, еще одно кольцо - сильно ли увеличит их?

Как-то раз в царстве Соломона случился неурожай. Возник мор и голод: умирали не только дети и женщины, истощены были даже воины. Царь открыл все свои закрома. Он послал купцов продавать ценности из своей сокровищницы, чтобы купить хлеб и накормить людей. Соломон был в смятении - и вдруг он вспомнил о кольце. Царь достал кольцо, подержал в руках... Ничего не произошло. Вдруг он заметил, что на кольце есть надпись. Что это? Древние знаки... Соломон знал этот забытый язык. "ВСЁ ПРОХОДИТ", - прочел он.

Прошло много лет... Царь Соломон стал известен как мудрый правитель. Он женился и жил счастливо. Жена стала самым чутким и близким его помощником и советчиком. И вдруг она умерла. Горе и тоска охватили царя. Не веселили его ни танцовщицы и певуньи, ни состязания борцов... Печаль и одиночество. Приближающаяся старость. Как с этим жить?

Он взял кольцо: "Все проходит"? Тоска сдавила его сердце. Царь не хотел мириться с этими словами: с досады бросил кольцо, оно покатилось - и на внутренней поверхности что-то мелькнуло. Царь поднял кольцо, подержал в руках. Почему-то раньше он не видел такой надписи: "ПРОЙДЁТ И ЭТО".

Прошло еще много лет. Соломон превратился в древнего старца. Царь понимал, что дни его сочтены и, пока есть еще какие-то силы, нужно отдать последние распоряжения, успеть со всеми попрощаться, благословить преемников и детей.

"Все проходит", "Пройдет и это", - вспомнил он, усмехнулся: вот и все прошло. Теперь царь не расставался с кольцом. Оно уже истерлось, пропали прежние надписи. Слабеющими глазами он заметил: на ребре кольца что-то проступило. Что это, снова какие-то буквы?

Царь подставил ребро кольца заходящим лучам солнца - блеснули буквы на грани: "НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ" - прочел Соломон...

Легенда третья

Однажды царь Соломон сидел в своём дворце и увидел, как по улице идёт человек, с ног до головы одетый в золотые одеяния. Соломон призвал к себе этого человека и спросил: «Уж не разбойник ли ты?». На что тот ответил, что он ювелир, а "Иерусалим - знаменитый город, сюда приезжает множество состоятельных людей, царей и князей".

Тут царь поинтересовался, сколько же ювелир этим зарабатывает? И тот гордо ответил, что много. Тут царь усмехнулся и сказал, что коли этот ювелир такой умный, то пусть сделает кольцо, которое делает грустных весёлыми, а весёлых - грустными.

И если через три дня кольцо не будет готово, он велит ювелира казнить. Как бы не был талантлив ювелир, но на третий день он со страхом пошёл к царю с перстнем для него.

У порога дворца он встретил Рахавама, сына Соломона, и подумал: «Сын мудреца - половина мудреца». И рассказал Рахаваму о своей беде. На что тот ухмыльнулся, взял гвоздь и с трёх сторон кольца нацарапал три еврейские буквы - гимел, заин и йуд. И сказал, что с этим можно смело идти к царю.

Соломон повертел кольцо и сразу понял значение букв с трёх сторон кольца по-своему - и их смысл аббревиатура «И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЁТ». И как кольцо крутится, так все время наверх выступают разные буквы: так крутится мир, и так же крутится судьба человека. И подумав, что сейчас он сидит на высоком престоле, окружённый великолепием, а это пройдет, он сразу стал грустен. А когда Ашмодай закинул его на край света и Соломону пришлось три года скитаться, то глядя на кольцо, он понимал, что это тоже пройдет, и ему становилось весело.

А главное, сила этого кольца не в магических знаках и орнаментах. Мудрая надпись и сегодня способна придать человеку духовные силы и укрепить в минуту отчаяния. опубликовано

Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом - «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем - «совершенный», «цельный»).

Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Так, иногда он называется Иедидия («возлюбленный Богом») - символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду, после его глубокого раскаяния в истории с Вирсавией.

Имя царя Соломона связано со множеством мифов и легенд, рассмотрим некоторые из них.

Царица Савская.


Прослышав о мудрости и сказочном богатстве царя Соломона, его посетила легендарная царица Савская, чтобы испытать его мудрость и удостовериться в его богатстве (по другим данным Соломон сам приказал ей явится к нему, прослышав о чудесной и богатой стране Саба). Царица привезла с собой многочисленные дары.
Государство Саба действительно существовало на Аравийском полуострове (о нем имеются упоминания в ассирийских рукописях 8 века до н.э.).

Оно процветало за счет выращивания и торговли пряностями и благовониями.

В то время пряности ценились на вес золота и Саба успешно торговала ими со многими государствами.
Торговые пути проходили по территории Соломонова царства и прохождение караванов зависело от воли и расположения царя.

Это и было настоящей причиной визита царицы Савской.

Имеется мнение, что она была только "делегатом", "послом" страны и не являлась династической царицей.

Но с царем мог говорить только равный ему по статусу, поэтому посланцам "выдавался" временный статус для ведения переговоров.
В более поздних мусульманских преданиях выясняется имя царицы - Билкис. Народные легенды придали романтическую окраску этому визиту.

Царь Соломон, пораженный красотой Билкис, воспылал к ней страстью, она ответила ему взаимностью, все вопросы о продвижении караванов были улажены и, по возвращении домой, в положенное время Билкис родила мальчика, названного Менеликом.

Эфиопы утверждают, что от него происходит их императорская династия.

Восточная легенда, повествующая о Портрете Соломона


Царица Савская, пораженная мудростью, даром прорицания и личностью Соломона, решила раскрыть секрет его магической силы.

Задавшись целью, она послала к Соломону своего лучшего живописца. Когда живописец вернулся с портретом, царица Аравии собрала лучших из лучших мудрецов и предсказателей, умудренных в науке физиогномике, и попросила их определить источник мудрости и силы Соломона.

Царица, - отвечал мудрецы, - это портрет человека жестокого, надменного, алчного, одержимого желанием власти и всеми существующими в мире пороками.

Не поверила царица, а между живописцем и мудрецами возник спор: мудрецы утверждали. Что они не могли ошибиться и портрет, вероятно написан неточно, тогда как живописец утверждал обратное. Видя возникшие противоречия, царица Савская решила сама отправиться к Соломону и разрешить мучившие ее сомнения.
Прибыв к Соломону, она с первого же взгляда убедилась, что художник безупречно точно написал портрет.

Преклонив колени перед великим человеком, царица Аравии попросила его прояснить противоречия:
- Вначале, пока я не видела тебя, я думала, что ошибся художник, ибо мои мудрецы наиболее сведущи в науке физиогномике. Теперь я убеждена, что они совершенно недостойные люди и их мудрость пуста.

Это не так,- ответил Соломон,- правы мудрецы, ибо все пороки, которые они перечислили, действительно были даны мне природой и даже в большей степени, чем они усмотрели в портрете. Однако я боролся с ними, постепенно преодолевая и растворяя их, пока все противоположное не стало моей второй натурой. И в этом заключается моя сила и величайшая гордость….

Еще об одной легенде.

Царь Соломон был наслышан о том, что царица Савская обладает козлиными копытами, то есть под образом прекрасной женщины скрывается дьявол. Для этого он построил дворец, пол которого сделал прозрачным, и запустил туда рыбок. Когда он пригласил царицу войти, она инстинктивно приподняла подол платья, боясь его намочить, тем самым показав царю ноги. Копыт у нее не оказалось, но ноги были покрыты густыми волосами. Соломон сказал "Красота твоя - красота женщины, а волосы - волосы мужчины. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается".

Кольцо царя Соломона.


Это один из вариантов притчи о кольце Соломона.
Несмотря на мудрость, жизнь царя Соломона не была спокойной.

И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой:-

- "Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя.

Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!"

На что мудрец ответил: "Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: "Это пройдет!" Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит.

В этом ты найдешь спасение от страстей!"
Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись.

Он присмотрелся и прочитал: "И это тоже пройдет…"



Другой вариант легенды:


Однажды царь Соломон сидел в своём дворце и увидел, как по улице идёт человек с ног до головы одетый в золотые одеяния.

Соломон призвал к себе этого человека и спросил: -

- «Уж не разбойник ли ты?». На что тот ответил, что он ювелир: -

- «А Иерусалим - знаменитый город, сюда приезжает множество состоятельных людей, царей и князей».

Тут царь поинтересовался сколько же ювелир этим зарабатывает? И тот гордо ответил, что много. Тут царь усмехнулся и сказал, что коли этот ювелир такой умный, то пусть сделает кольцо, которое делает грустных весёлыми, а весёлых грустными. И если через три дня кольцо не будет готово, он велит ювелира казнить. Как бы ни был талантлив ювелир, но на третий день он со страхом пошёл к царю с перстнем для него. У порога дворца он встретил Рахавама, сына Соломона, и подумал: «Сын мудреца - половина мудреца».

И рассказал Рахаваму о своей беде. На что тот ухмыльнулся, взял гвоздь и с трёх сторон кольца нацарапал три еврейские буквы - гимел, заин и йуд. И сказал, что с этим можно смело идти к царю.

Соломон повертел кольцо и сразу понял значение букв с трёх сторон кольца по-своему - и их смысл аббревиатура גם זו יעבור «И это тоже пройдёт». И как кольцо крутится, и все время наверх выступают разные буквы, так крутится мир, и так же крутится судьба человека. И подумав, что сейчас он сидит на высоком престоле, окружённый всеми великолепиями, а это пройдет, он сразу стал грустен. А когда Ашмодай закинул его на край света и Соломону пришлось три года скитаться, то глядя на кольцо, он понимал, что это тоже пройдет, и ему становилось весело.

Третий вариант легенды:


Царю Соломону в юности было подарено кольцо со словами, что когда ему будет очень трудно ли, грустно ли, страшно ли - пусть вспомнит о кольце и подержит его в руках.

Богатства Соломона были не мерены, еще одно кольцо - сильно ли увеличит его? …

Как-то раз в царстве Соломона случился неурожай. Возник мор и голод: умирали не только дети и женщины, истощены были даже воины. Царь открыл все свои закрома. Он послал купцов продавать ценности из своей сокровищницы, чтобы купить хлеб и накормить людей. Соломон был в смятении - и вдруг он вспомнил о кольце. Царь достал кольцо, подержал в руках…

Ничего не произошло. Вдруг он заметил, что на кольце есть надпись. Что это? Древние знаки…. Соломон знал этот забытый язык. «ВСЕ ПРОЙДЕТ», - прочел он. …

Прошло много лет… Царь Соломон стал известен как мудрый правитель. Он женился и жил счастливо. Жена стала самым чутким и близким его помощником и советчиком. И вдруг она умерла. Горе и тоска охватили царя. Не веселили его ни танцовщицы и певуньи, ни состязания борцов… Печаль и одиночество.

Приближающаяся старость. Как с этим жить?

Он взял кольцо: «Все проходит»? Тоска сдавила его сердце. Царь не хотел мириться с этими словами: с досады бросил кольцо, оно покатилось - и на внутренней поверхности что-то мелькнуло. Царь поднял кольцо, подержал в руках. Почему-то раньше он не видел такой надписи: «ПРОЙДЕТ И ЭТО». … Прошло еще много лет. Соломон превратился в древнего старца.

Царь понимал, что дни его сочтены и пока есть еще какие-то силы нужно отдать последние распоряжения, успеть со всеми попрощаться, благословить прeемников и детей. «Все проходит», «Пройдет и это», - вспомнил он, усмехнулся: вот и все прошло. Теперь царь не расставался с кольцом. Оно уже истерлось, пропали прежние надписи. Слабеющими глазами он заметил: на ребре кольца что-то проступило. Что это, снова какие-то буквы?

Царь подставил ребро кольца заходящим лучам солнца - блеснули буквы на грани: «НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ» - прочел Соломон…

Копи царя Соломона.


После выхода в свет в 1885 году книги Генри Райдера Хаггарда "Копи царя Соломона" многие искатели приключений потеряли покой и отправились на поиски сокровищ. Хаггард считал, что царь Соломон владел алмазными и золотыми копями.
Из Ветхого Завета мы знаем, что царь Соломон обладал огромными богатствами. Говорится, что он каждые три года плавал в страну Офир и привозил оттуда золото, красное дерево, драгоценные камни, обезьян и павлинов.

Ученые попытались выяснить, что возил Соломон в Офир в обмен на эти богатства и где находится эта страна. Местонахождение загадочной страны не выяснено до сих пор. Предполагают, что это может быть Индия, Мадагаскар, Сомали.
Большинство археологов уверены, что царь Соломон добывал в своих копях медную руду. В разных местах периодически появлялись "настоящие копи царя Соломона".

В 30-х годах прошлого века было высказано предположение, что рудники Соломона находятся в южной Иордании. И только в начале нашего века археологи нашли доказательства того, что, действительно, медные рудники, обнаруженные на территории Иордании в местечке Хирбат-эн-Нахасе, могут являться легендарными копями царя Соломона.

Очевидно, Соломон был монополистом на производство меди, что и давало ему возможность получать огромные прибыли.

Легенда о царе Соломоне

Эта легенда имеет прямое отношение к тому, как 666 превращается в 696, поэтому я сначала перескажу её почти слово в слово так, как она была подана в моей четвёртой книге (см. ), а потом мы с вами её растолкуем, благо сейчас у нас с вами есть все необходимые знания для этого.

Царь Соломон, решая кое-какие задачи по постройке храма, который он должен был построить по велению Бога, обманом пленил царя демонов Асмодея. С помощью данной ему Богом силы он сумел подчинить себе всех демонов, но только царь демонов Асмодей был вне его власти. Он обладал непонятной для Соломона силой, поэтому царь попросил его рассказать, в чем заключается ее секрет.

«Развяжи меня, - сказал ему Асмодей, - и дай мне подержать твое кольцо» (а кольцо царю Соломону подарил сам Бог). Царь Соломон был настолько любопытен, что решил рискнуть и согласился на условия царя демонов. Как только он это сделал, царь демонов внезапно увеличился до гигантских размеров, одно его крыло касалось земли, а другое - самых высоких небес. И так, распростерши свои крылья на два мира, он проглатывает царя Соломона и выплевывает его так далеко, что тот оказывается в чужой стране, очень далеко от Иерусалима, а кольцо он бросает в море.

Отправив царя Соломона в изгнание, Асмодей занимает его место. Он принимает его обличье и правит людьми от его имени, и никто не догадывается, что это царь демонов занял трон царя Соломона.

Секрет силы Асмодея прост: мощь и власть царя демонов заключается в его способности заменять истинное «я», которое находится внутри человека, принимая облик данного человека и выполняя его функции. Сила царя демонов и главная слабость человека - это ложное чувство собственного «я». Сила всех остальных демонов вытекает из этой главной силы царя демонов Асмодея .

Царь Соломон скитался по чужим землям три года нищий, всеми унижаемый и гонимый, никем не узнанный и не признаваемый, хотя он громко провозглашал о том, кто он такой, и все эти три года Асмодей сидел на его троне и правил за него страной. В этих скитаниях царь Соломон нашел себе жену. Как-то она чистила купленную на рынке рыбу и обнаружила у нее в животе кольцо. Когда она показала его царю Соломону, тот сразу же признал в нем свое кольцо, которое отобрал у него Асмодей. Надев его на палец, он тут же обрел утерянную силу.

Когда царь Соломон показал кольцо царю демонов, тот немедленно бежал из дворца, оставив ему трон. Столкнувшись с истинным «я», ложное «я» тут же исчезло. Борьба, которая длилась три года, завершилась победой истинного «я». Когда истинное «я» пробуждается, ложное «я» мгновенно исчезает, испаряется без всякой борьбы.

Хотя царь Соломон и занял свой трон, в нем навсегда остался страх перед мощью царя демонов Асмодея, своей главной слабостью. С тех пор он всегда был начеку, потому что ни один человек, какой бы силой он ни обладал, какой бы славы ни добился, не может утверждать со стопроцентной уверенностью, что над ним не одержит верх какая-нибудь из его слабостей.

И царь Соломон каждую ночь выставлял у своей постели стражей, чтобы они охраняли его целостность, потому что во сне человек становится уязвим, и его место легко может занять какая-нибудь враждебная сила. Кем бы вы ни стали, каких бы высот ни достигли, все равно вы всегда должны сохранять внимание и бдительность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Жизнь без границ. Строение и Законы Дуальной Вселенной автора

Легенда о царе Пенфее Раз Внешнее Равно Внутреннему, следовательно, одна и та же энергия существует и внутри нас и вовне. Например, творческая энергия существует в нас, потому что мы строим дома, созидаем нечто новое, и снаружи нас, потому что мы видим, что природа тоже

Из книги Пробуждение на планете незрячерожденных автора Панова Елена Иосифовна

Легенда Земля обетованная была еще прекраснее в то далекое-далекое время. Вся планета была цветущим райским садом. И в те времена природа намного добрее относилась к людям, луга непрерывно цвели, и благоуханье обволакивало поселения людей, проникая в жилища. Маленькие

автора Рерих Елена Ивановна

Притча о царе Марагора Благословенный дал эту притчу Нараде. «Владыка Джатаки сказал своему любимому советнику: „Знаешь ли дела царя Марагора? Слыхал ли имя его? И узнал ли действия его?“„Даю тебе поручение: собери сто верных людей и найди находчивость обойти землю

Из книги Агни Йога. Священные знаки (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

10. Легенда о Камне Легенда о Камне Иду пустыней. Несу чашу, щитом покрытую.Сокровище в ней – дар Ориона.Пламя Носящий, помни Лоб Нор и раскинь шатры. Куку-Нор – конь спешит.И в Храме Иудеи не остался «Огонь Носящий». И спас едва Пасседван. Ушел из развалин Китая.Не тянись,

Из книги Агни Йога. Священные знаки (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

Легенда о Камне Иду пустыней. Несу чашу, щитом покрытую.Сокровище в ней – дар Ориона.Пламя Носящий, помни Лоб Нор и раскинь шатры. Куку-Нор – конь спешит.И в Храме Иудеи не остался «Огонь Носящий». И спас едва Пасседван. Ушел из развалин Китая.Не тянись, Лунь, к Камню. Он сам

Из книги Знак эры (сборник) автора Рерих Николай Константинович

Легенда Азии Время от времени ко мне доходят нелепые слухи о том, что будто бы среди наших хождений по Азии мною открыт какой-то подлинный документ, чуть ли не от времен Христа. Не знаю, кому нужно и с какой целью выдумывать эту версию, но со своей стороны мне хотелось бы

Из книги Пророчества знаменитых ясновидящих автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Маг-легенда Великий мудрец и колдун Темных веков Европы… По масштабу деяний, точности предсказаний и даже по внешнему облику маг Мерлин, возможно, стал прототипом мифологических и литературных образов всех могущественных чародеев Средневековья. Вся жизнь его состояла

Из книги Коса и камень. Зелот о Масонстве (сборник) автора Щукин Евгений

Легенда Ноахидов Данный материал является дискуссионным, однако в случае тщательного исследования данной тематики он вне всякого сомнения положит начало проникновению уже на российскую почву новых «великих разоблачений» масонского Ордена, которые уже достаточно

Из книги Жизнь без границ. Нравственный закон автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Сексуальное учение Белой тигрицы автора Лай Си

ЛЕГЕНДА ТИГРИЦЫ В определенный момент Тигрица говорит Зеленому дракону, что она замужем или помолвлена, чтобы он даже не думал, что у него есть возможность завести с ней длительные отношения.Томико пишет о том, как она защищает себя от излишней привязанности к ней Зеленых

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Легенда о царе Соломоне Эта легенда имеет прямое отношение к тому, как 666 превращается в 696, поэтому я сначала перескажу её почти слово в слово так, как она была подана в моей четвёртой книге (см. ), а потом мы с вами её растолкуем, благо сейчас у нас с вами есть все

Из книги Оккультные войны НКВД и СС автора Первушин Антон Иванович

Легенда об Арктиде Атлантида и Лемурия были далеко не единственными исчезнувшими континентами, об особом значении которых для современной цивилизации говорили и писали эзотерики. Север издавна привлекал внимание пытливых исследователей, несмотря даже на то, что

Из книги Энциклопедия биолокации автора Красавин Олег Алексеевич

Легенда о вампирах Как рассказывает история, в 1611 году венгерская графиня Елизавета Батури была замурована в одной из комнат своего замка в наказание за убийство более 650 молодых девушек. Она убивала их для того, чтобы купаться в их крови, так как считала, что это поможет

Из книги Сен-Жермен на Урале автора Скоробогатова Раиса Федоровна

II. Легенда о Василиске Байка приказчика Мишеля Почти на версту растянулись подводы с грузом немецкого купца Менге, возвращавшегося из дальних Уральских гор. Шёл 1824 год. Купец ехал в переднем возке. Замыкающим каравана был его приказчик и слуга со странным именем Мишель

автора Рерих Елена Ивановна

Притча о царе Марагора Благословенный дал эту притчу Нараде. Владыка Джатаки сказал своему любимому советнику: «Знаешь ли дела царя Марагора? Слыхал ли имя его? И узнал ли действия его?»«Даю тебе поручение: собери сто верных людей и найди находчивость обойти землю

Из книги Криптограммы Востока (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

10. Легенда о Камне Иду пустыней. Несу чашу, щитом покрытую.Сокровище в ней – дар Ориона.Пламя Носящий, помни Лоб Нор и раскинь шатры. Куку-Нор – конь спешит.И в Храме Иудеи не остался «Огонь Носящий». И спас едва Пасседван. Ушел из развалин Китая.Не тянись, Лунь, к

Царь Соломон (на иврите — Шломо) — сын Давида от Бат-Шевы, третий еврейский царь. Блеск его царствования запечатлелся в памяти народа как пора высшего расцвета еврейского могущества и влияния, после которого наступает период распада на два царства. Народное предание знало очень много о его богатстве, блеске и, главное, о его мудрости и справедливости. Главной и высшей его заслугой считается построение Храма на горе Цион — то, к чему стремился его отец, праведный царь Давид.

Уже при рождении Соломона пророк Натан выделил его среди других сыновей Давида и признал достойным милости Всевышнего; пророк дал ему другое имя — Едидья («любимец Б-га» — Шмуэль I 12, 25). Некоторые полагают, что это было настоящим его именем, а «Шломо» — прозвищем («миротворец»).

Восшествие Соломона на престол описано в высшей степени драматично (Млахим I 1 и далее). Когда царь Давид находился при смерти, его сын Адония, ставший после смерти Амнона и Авшалома старшим из сыновей царя, задумал захватить власть ещё при жизни отца. Адония знал, по-видимому, что царь обещал престол сыну своей любимой жены Бат-Шевы, и захотел опередить своего соперника. Формальное право было на его стороне, и это обеспечило ему поддержку влиятельного военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, а пророк Натан и священник Цадок были на стороне Соломона. Для одних право старшинства было выше воли царя, и ради торжества формальной справедливости они перешли в оппозицию, в лагерь Адонии. Другие считали, что поскольку Адония не был первородным сыном Давида, то царь был вправе отдать престол, кому захочет, хотя бы и своему младшему сыну Соломону.

Приближавшаяся кончина царя побудила обе партии к активному выступлению: они хотели осуществить свои планы ещё при жизни царя. Адония думал привлечь сторонников по-царски пышным образом жизни: он завёл колесницы, всадников, пятьдесят скороходов, окружил себя многочисленной свитой. Когда, по его мнению, настал удобный момент для осуществления замысла, он устроил за городом пиршество для своих приверженцев, где собирался провозгласить себя царём.

Но по совету пророка Натана и при его поддержке Бат-Шеве удалось убедить царя поспешить с исполнением данного ей обещания: назначить Соломона своим преемником и помазать его сейчас же на царство. Священник Цадок в сопровождении пророка Натана, Бнаягу и отряда царских телохранителей (крети у-плети) повезли Соломона на царском муле к источнику Гихон, где Цадок помазал его на царство. Когда раздались звуки рожка, народ закричал: «Да здравствует царь!». Народ стихийно пошёл за Соломоном, сопровождая его во дворец с музыкой и ликующими криками.

Весть о помазании Соломона испугала Адонию и его сторонников. Адония, боясь мести Соломона, искал спасения в святилище, ухватившись за рога жертвенника. Соломон обещал ему, что если он будет вести себя безупречно, «волос не упадёт с его головы на землю»; в противном же случае он будет казнён. Вскоре Давид умер, и царь Соломон вступил на престол. Так как сыну Соломона, Рехаваму, было при воцарении Соломона один год (Млахим I 14, 21; ср. 11, 42), следует предположить, что Соломон не был «мальчиком» при восшествии на престол, как можно было бы понять из текста (там же, 3, 7).

Уже первые шаги нового царя оправдали мнение, составленное о нём царём Давидом и пророком Натаном: он оказался бесстрастным и прозорливым правителем. Между тем, Адония попросил царицу-мать добиться царского разрешения на его брак с Авишаг, рассчитывая на народное воззрение о том, что право на престол имеет тот из приближённых царя, которому достаётся его жена или наложница (ср. Шмуэль II 3, 7 и далее; 16, 22). Соломон понял замысел Адонии и предал своего брата смертной казни. Так как Адонию поддерживали Йоав и Эвьятар, то последнего устранили от должности первосвященника и сослали в его имение в Анатот. Известие о гневе царя дошло до Йоава, и он укрылся в святилище. По повелению царя Соломона Бнаягу убил его, т. к. его преступление по отношению к Авнеру и Амасе лишило его права убежища (см. Шмот 21, 14). Был устранён и враг Давидовой династии, Шими, родственник Шауля (Млахим I 2, 12-46).

Впрочем, о других случаях применения царём Соломоном смертной казни нам неизвестно. Кроме того, по отношению к Йоаву и Шими он лишь исполнил завещание отца (там же, 2, 1-9). Укрепив свою власть, Соломон принялся за решение стоявших перед ним задач. Царство Давида было одним из значительных государств Азии. Соломону предстояло укрепить и сохранить это положение. Он поспешил вступить в дружественные отношения с могущественным Египтом; предпринятый фараоном поход в Эрец-Исраэль был направлен не против владений Соломона, а против ханаанейского Гезера. Вскоре Соломон женился на дочери фараона и получил покорённый Гезер в приданое (там же, 9, 16; 3, 1). Это было ещё до постройки Храма, т. е. в начале царствования Соломона (ср. там же, 3, 1; 9, 24).

Обеспечив, таким образом, свою южную границу, царь Соломон возобновляет союз с северным соседом, финикийским царём Хирамом, с которым был в дружественных отношениях ещё царь Давид (там же, 5, 15-26). Вероятно, в целях сближения с соседними народами, царь Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, которые, надо полагать, принадлежали к знатным родам этих народов (там же, 11, 1)

Цари приносили Соломону богатые дары: золото, серебро, одеяния, оружие, лошадей, мулов и т. д. (там же, 10, 24, 25). Богатство Соломона было так велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам» (там же, 10, 27). Царь Соломон любил лошадей. Он первый ввёл конницу и колесницы в еврейскую армию (там же, 10, 26). На всех его предприятиях лежит печать широкого размаха, стремление к грандиозности. Это придавало блеск его царствованию, но, вместе с тем, ложилось тяжёлым бременем на население, главным образом, на колена Эфраима и Менаше. Эти колена, отличаясь по характеру и некоторым особенностям культурного развития от колена Йеуды, к которому принадлежал царский дом, всегда имели сепаратистские стремления. Царь Соломон думал принудительными работами подавить их строптивый дух, но результатов достиг прямо противоположных. Правда, попытка эфраимита Йеровама поднять восстание ещё при жизни Соломона, закончилась неудачей. Мятеж был подавлен. Но после смерти царя Соломона его политика по отношению к «дому Йосефа» привела к отпадению десяти колен от династии Давида.

Большое недовольство среди пророков и людей, верных Б-гу Израиля, вызывало его терпимое отношение к языческим культам, которые вводили его жёны-иноплеменницы. В Торе сообщается, что он построил на Масличной Горе капище для моавитского бога Кмоша и аммонитского бога Молоха. Тора связывает это «уклонение его сердца от Б-га Израиля» с его старческим возрастом. Тогда совершился перелом в его душе. Роскошь и многожёнство развратили его сердце; расслабленный физически и духовно, он поддался влиянию своих жён-язычниц и пошёл по их пути. Это отпадение от Б-га было тем преступней, что Соломон, согласно Торе, дважды удостаивался Б-жественного откровения: первый раз ещё до строительства Храма, в Гивоне, куда он отправился совершить жертвоприношения, т. к. там была великая бама. Ночью Всевышний явился Соломону во сне и предложил просить у Него всё, что царь ни пожелает. Соломон не просил ни богатства, ни славы, ни долголетия, ни побед над врагами. Он просил только даровать ему мудрость и умение управлять народом. Б-г обещал ему и мудрость, и богатство, и славу, и, если он будет исполнять заповеди, также долголетие (там же, 3, 4 и далее). Второй раз Б-г явился ему по окончании строительства Храма и открыл царю, что внял его молитве при освящении Храма. Всевышний обещал, что примет этот Храм и династию Давида под Свою защиту, но если народ отпадёт от Него, то Храм будет отвергнут и народ изгнан из Страны. Когда сам Соломон ступил на путь идолопоклонства, Б-г возвестил ему, что отнимет у его сына власть над всем Израилем и отдаст другому, оставив дому Давида только власть над Иудеей (там же, 11, 11-13).

Царь Соломон царствовал сорок лет. С атмосферой конца его царствования полностью гармонирует настрой книги Коэлет. Испытав все радости жизни, испив чашу наслаждения до дна, автор убеждается, что не удовольствие и наслаждение составляют цель жизни, не они дают ей содержание, а страх Б-жий.

Царь Соломон в Агаде.

Личность царя Соломона и рассказы из его жизни стали любимым сюжетом Мидраша. Имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал (Мишлей 30, 1; 31, 1) объясняются как имена самого Соломона (Шир а-ширим Рабба,1, 1). Соломон вступил на престол, когда ему было 12 лет (по Таргуму Шени к книге Эстер 1, 2—13 лет). Он царствовал 40 лет (Млахим I, 11, 42) и, следовательно, умер пятидесяти двух лет от роду (Седер Олам Рабба, 15; Берейшит Рабба, С, 11. Ср., однако, Иосиф Флавий, Иудейские Древности, VIII, 7, § 8, где утверждается, что Соломон вступил на престол четырнадцати лет от роду и царствовал 80 лет, ср. также комментарий Абарбанеля к Млахим I, 3, 7). Агада подчёркивает сходство в судьбе царей Соломона и Давида: оба они царствовали по сорок лет, оба писали книги и составляли псалмы и притчи, оба строили алтари и торжественно переносили ковчег завета и, наконец, у обоих был руах а-кодеш. (Шир а-ширим раба, 1. с.).

Мудрость царя Соломона.

Соломону ставится в особую заслугу то, что во сне он просил только о даровании ему мудрости (Псикта рабати, 14). Соломон считался олицетворением мудрости, так что сложилась поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б). Он понимал язык зверей и птиц. Творя суд, он не нуждался в допросе свидетелей, так как уже при одном взгляде на тяжущихся узнавал, кто из них прав и кто виноват. Песнь Песней, Мишлей и Коэлет царь Соломон написал под влиянием руах а-кодеш (Макот, 23 б, Шир а-ширим Рабба,1. с.). Мудрость Соломона проявлялась и в постоянном стремлении распространить Тору в Стране, для чего он строил синагоги и школы. При всём том Соломон не отличался надменностью и, когда нужно было определить високосный год, он приглашал к себе семь учёных старцев, в присутствии которых хранил молчание (Шмот Рабба, 15, 20). Таков взгляд на Соломона амораев, мудрецов Талмуда. Таннаи же, мудрецы Мишны, за исключением р. Йосе бен Халафта, изображают Соломона в менее привлекательном свете. Соломон, говорят они, имея много жён и постоянно увеличивая количество лошадей и сокровищ, нарушил запрет Торы (Дварим 17, 16-17, ср. с Млахим I, 10, 26—11, 13). Он слишком уж полагался на свою мудрость, когда решил спор двух женщин о ребёнке без свидетельских показаний, за что получил порицание от бат-коль. Книга Коэлет, по мнению некоторых мудрецов, лишена святости и является «лишь мудростью Соломона» (В. Талмуд, Рош а-Шана 21 б; Шмот Рабба 6, 1; Мегила 7а).

Могущество и блеск царствования царя Соломона.

Царь Соломон царствовал над всеми горними и дольними мирами. Диск Луны во время его царствования не уменьшался, а добро постоянно брало верх над злом. Власть над ангелами, демонами и животными придавала особый блеск его царствованию. Демоны доставляли ему драгоценные камни и воду из далёких стран для орошения его экзотических растений. Звери и птицы сами заходили в его кухню. Каждая из тысячи его жён готовила каждый день пир в чаянии, что царю будет угодно отобедать у неё. Царь птиц, орёл, подчинялся всем указаниям царя Соломона. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Всевышнего, Соломон выпытал у ангелов много тайн. Кроме того, Всевышний подарил ему летающий ковёр. Соломон перемещался на этом ковре, завтракая в Дамаске и ужиная в Мидии. Мудрого царя однажды пристыдил муравей, которого он во время одного из своих полётов поднял с земли, посадил на руку и спросил: есть ли на свете кто-либо более великий, чем он, Соломон. Муравей ответил, что считает себя более великим, т. к. иначе Господь не послал бы к нему земного царя и тот не посадил бы его к себе на руку. Соломон разгневался, сбросил муравья и закричал: «Знаешь ли ты, кто я?». Но муравей ответил: «Знаю, что ты сотворён из ничтожного зародыша (Авот 3, 1), поэтому ты не вправе слишком возноситься».
Устройства трона царя Соломона подробно описывается во Втором Таргуме к книге Эстер (1. с.) и в других Мидрашах. Согласно Второму Таргуму, на ступенях трона находилось 12 золотых львов и столько же золотых орлов (по другой версии 72 и 72) один против другого. К трону вели шесть ступеней, на каждой из которых находились золотые изображения представителей царства животных, по два разных на каждой ступени, один напротив другого. На верхушке трона находилось изображение голубя с голубятником в когтях, что должно было символизировать владычество Израиля над язычниками. Там же был укреплён золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других — имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура (по другой версии — Хаггая). Над подсвечником находился золотой кувшин с маслом, а ниже — золотая чаша, на которой были выгравированы имена Надава, Авигу, Эли и двух его сыновей. 24 виноградных лозы над троном создавали тень над головой царя. При помощи механического приспособления трон перемещался по желанию Соломона. Согласно Таргуму, все животные при помощи особого механизма протягивали лапы, когда Соломон поднимался на трон, чтобы царь мог на них опереться. Когда Соломон достигал шестой ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло. Затем большой орёл надевал ему венец на голову, а остальные орлы и львы поднимались наверх, чтобы образовать тень вокруг царя. Голубь спускался, брал из ковчега свиток Торы и клал его на колени Соломону. Когда царь, окружённый Сангедрином, приступал к разбору дела, колёса (офаним) начинали вертеться, а звери и птицы испускали крики, приводившие в трепет тех, кто намеревался дать ложные показания. В другом Мидраше рассказывается, что при шествии Соломона на трон животное, стоявшее на каждой ступени, поднимало его и передавало следующему. Ступени трона были усыпаны драгоценными камнями и кристаллами. После смерти Соломона египетский царь Шишак завладел его троном вместе с сокровищами Храма (Млахим I, 14, 26). После смерти Санхерива, покорившего Египет, троном вновь завладел Хизкиягу. Затем трон последовательно доставался фараону Нехо (после поражения царя Йошии), Невухаднецару и, наконец, Ахашверошу. Эти правители не были знакомы с устройством трона и потому не могли им пользоваться. Мидраши описывают также устройство «ипподрома» Соломона: он имел три фарсанга в длину и три в ширину; в середине его были вбиты два столба с клетками наверху, в которых были собраны разные звери и птицы.

При постройке Храма Соломону помогали ангелы. Элемент чуда сказывался повсюду. Тяжёлые камни сами поднимались наверх и опускались на надлежащее место. Обладая даром пророчества, Соломон предвидел, что вавилоняне разрушат Храм. Поэтому он устроил особый подземный ящик, в котором впоследствии был скрыт ковчег завета (Абарбанель к Млахим I, 6, 19). Посаженные Соломоном в Храме золотые деревья приносили плоды каждый сезон. Деревья завяли, когда в Храм вошли язычники, но они вновь расцветут с пришествием Машиаха (Йома 21 б). Дочь фараона принесла с собой в дом Соломона принадлежности культа идолопоклонников. Когда Соломон женился на дочери фараона, сообщает другой Мидраш, с неба сошёл архангел Гавриэль и воткнул в морскую пучину шест, вокруг которого образовался остров, на котором впоследствии был построен Рим, покоривший Иерусалим. Р. Йосе бен Халафта, который всегда «принимает сторону царя Соломона», полагает, однако, что Соломон, женившись на дочери фараона, имел единственной целью обратить её в еврейство. Существует мнение, что Млахим I, 10, 13 следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, родившей Невухаднецара, который разрушил Храм (см. толкование Раши к этому стиху). Другие же вовсе отрицают историю о царице Савской и предложенных ею загадках, а слова малкат Шва понимают как млехет Шва, царство Савское, покорившееся Соломону (В. Талмуд, Бава Батра 15 б).

Падение царя Соломона.

Устная Тора сообщает, что царь Соломон за свои грехи лишился трона, богатства и даже разума. Основанием служат слова Коэлета (1, 12), где он говорит о себе как о царе Израиля в прошедшем времени. Он постепенно опустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья (В. Талмуд, Сангедрин 20 б). Предполагают, что ему вновь удалось овладеть троном и стать царём. Сверг Соломона с трона ангел, принявший образ Соломона и узурпировавший его власть (Рут Рабба 2, 14). В Талмуде вместо этого ангела упоминается Ашмадай (В. Талмуд, Гитин 68 б). Некоторые мудрецы Талмуда первых поколений полагали даже, что Соломон был лишён удела в будущей жизни (В. Талмуд, Сангедрин 104 б; Шир а-ширим Рабба 1, 1). Рабби Элиэзер на вопрос о загробной жизни Соломона даёт уклончивый ответ (Тосеф. Йевамот 3, 4; Йома 66 б). Но, с другой стороны, о Соломоне сказано, что Всевышний простил ему, как и отцу его, Давиду, все совершённые им грехи (Шир а-ширим Рабба 1. с.). В Талмуде говорится, что царь Соломон издал постановления (таканот) об эруве и омовении рук, а так же включил в благословение на хлеб слова о Храме (В. Талмуд, Брахот 48 б; Шабат 14 б; Эрувин 21 б).

Царь Соломон (Сулейман) в арабской литературе.

У арабов еврейский царь Соломон считается «посланцем Всевышнего» (rasul Allah), как бы предтечей Мухаммада. Особенно подробно арабские легенды останавливаются на его встрече с царицей Савской, государство которой отождествляется с Аравией. Имя «Сулейман» давалось всем великим царям. Сулейман получил от ангелов четыре драгоценных камня и вправил их в магический перстень. Присущая перстню сила иллюстрируется следующим рассказом: Сулейман обыкновенно снимал перстень, когда умывался, и передавал одной из своих жён, Амине. Однажды злой дух Сакр принял образ Сулеймана и, забрав кольцо из рук Амины, сел на царский престол. Пока Сакр царствовал, Сулейман скитался, всеми покинутый, и питался подаянием. На сороковой день царствования Сакр бросил перстень в море, там его проглотила рыба, пойманная затем рыбаком и приготовленная Сулейману на ужин. Сулейман разрезал рыбу, нашёл там перстень и вновь получил свою прежнюю силу. Сорок дней, которые он провёл в изгнании, были наказанием за то, что в его доме поклонялись идолам. Об этом, правда, Сулейман не знал, но знала одна из его жён (Коран, сура 38, 33-34). Ещё мальчиком Сулейман якобы отменял решения своего отца, например, когда решался вопрос о ребёнке, на которого претендовали две женщины. В арабской версии этого рассказа волк съел дитя одной из женщин. Дауд (Давид) решил дело в пользу старшей женщины, а Сулейман предложил разрезать ребёнка и, после протеста младшей, отдал ребёнка ей. Превосходство Сулеймана над отцом в качестве судьи проявляется также в его решениях об овце, совершившей потраву на поле (сура 21, 78, 79), и о кладе, найдённом в земле после продажи земельного участка; на клад претендовали и покупатель, и продавец.

Сулейман предстаёт великим воителем, любителем военных походов. Страстная любовь его к лошадям привела к тому, что, осматривая как-то раз 1000 вновь доставленных ему лошадей, он забыл совершить полуденную молитву (Коран, сура 38, 30-31). За это он позже убил всех лошадей. Во сне ему явился Ибрагим (Авраам) и убеждал предпринять паломничество в Мекку. Сулейман отправился туда, а затем в Йемен на ковре-самолёте, где вместе с ним находились люди, звери и злые духи, птицы же тесной стаей летели над головой Сулеймана, образуя балдахин. Сулейман, однако, заметил, что в этой стае отсутствует удод, и пригрозил ему страшным наказанием. Но последний вскоре прилетел и успокоил разгневанного царя, рассказав ему о виденных чудесах, о прекрасной царице Билкис и её царстве. Тогда Сулейман послал царице с удодом письмо, в котором просил Билкис принять его веру, угрожая в противном случае покорить её страну. Чтобы испытать мудрость Сулеймана, Билкис предложила ему ряд вопросов и, убедившись, наконец, в том, что он далеко превзошёл славу о себе, покорилась ему вместе со своим царством. О пышном приёме, устроенном Сулейманом для царицы, и о предложенных ею загадках говорится в суре 27, 15-45. Сулейман умер пятидесяти трёх лет от роду, после сорокалетнего царствования.

Существует легенда, что Сулейман собрал все книги по магии, находившиеся в его царстве, и запер их в ящике, который поместил под своим троном, не желая, чтобы кто-нибудь воспользовался ими. После смерти Сулеймана духи пустили молву о нём, как о чародее, который сам пользовался этими книгами. Многие этому поверили.