«Комплексный анализ поэмы Ахматовой «Реквием. Разработка урока по поэме А

В прежние годы было довольно распространенным представление об узости, камерности поэзии Ахматовой, и, казалось, ничто не предвещало ее эволюции в ином направлении. Ср., например, отзыв Б. Зайцева об Ахматовой после прочтения им поэмы "Реквием" в 1963 году за рубежом: "Я-то видел Ахматову “царскосельской веселой грешницей” и “насмешницей”... Можно ли было предположить тогда, в этой Бродячей Собаке, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль - женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих - женах, матерях, невестах... Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое?"

Основой поэмы стала личная трагедия А. Ахматовой: ее сын Лев Гумилев был трижды арестован в сталинские годы. Первый раз его, студента исторического факультета ЛГУ, арестовали в 1935 году, и тогда его удалось скоро вызволить. Ахматова тогда написала письмо И.В. Сталину. Во второй раз сын Ахматовой был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз Льва арестовывают в 1949 году, приговаривают к расстрелу, который заменяют затем ссылкой. Вина его не была доказана, и впоследствии он был реабилитирован. Сама Ахматова аресты 1935 и 1938 годов рассматривала как месть властей за то, что Лев был сыном Н. Гумилева. Арест 1949 года, по мнению Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за нее.

Но "Реквием" - это не только личная трагедия, но трагедия народная.

Композиция поэмы имеет сложную структуру: она включает в себя Эпиграф, Вместо предисловия, Посвящение, Вступление , 10 глав (три из которых имеют название: VII - Приговор , VIII - К смерти , Х - Распятие) и Эпилог (состоящий из трех частей).

Почти весь "Реквием" был написан в 1935-1940 годах, раздел Вместо Предисловия и Эпиграф помечены 1957 и 1961 годами. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950-е годы она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 году, через 22 года после смерти поэта.

Поначалу "Реквием" был задуман как лирический цикл и лишь позднее переименован в поэму.

Эпиграф и Вместо Предисловия - смысловые и музыкальные ключи произведения. Эпиграф (автоцитата из стихотворения Ахматовой 1961 года "Так не зря мы вместе бедовали...") вводит в эпическое повествование о народной трагедии лирическую тему:

Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

Вместо Предисловия (1957) - часть, продолжающая тему "моего народа", переносит нас в "тогда" - тюремную очередь Ленинграда 1930-х годов. Ахматовский "Реквием", так же как и моцартовский, написан "по заказу", но в роли "заказчика" в поэме выступает "стомильонный народ". Лирическое и эпическое в поэме слиты воедино: рассказывая о своем горе (аресте сына - Л. Гумилева и мужа - Н. Пунина), Ахматова говорит от лица миллионов "безымянных" "мы": "В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): - А это вы можете описать? И я сказала: - Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом".

В Посвящении продолжается тема прозаического Предисловия . Но меняется масштаб описываемых событий, достигая грандиозного размаха:

Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними каторжные норы...

Здесь получают характеристику время и пространство, в котором находится героиня и ее случайные подруги по тюремным очередям. Времени больше нет, оно остановилось, онемело, стало безмолвным ("не течет великая река"). Жестко звучащие рифмы "горы" и "норы" усиливают впечатление суровости, трагичности происходящего. Пейзаж перекликается с картинами Дантова "Ада", с его кругами, уступами, злыми каменными щелями... И тюремный Ленинград воспринимается как один из кругов знаменитого "Ада" Данте. Далее, во Вступлении , мы встречаем образ большой поэтической силы и точности:

И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград.

Многочисленное варьирование сходных мотивов в поэме напоминает музыкальные лейтмотивы. В Посвящении и Вступлении намечены те основные мотивы и образы, которые будут развиваться в произведении дальше.

Для поэмы характерен особый звуковой мир. В записных книжках Ахматовой есть слова, характеризующие особую музыку ее произведения: "...траурный реквием, единственным аккомпанементом которого может быть только Тишина и резкие отдаленные удары похоронного колокола". Но тишина поэмы наполнена тревожными, дисгармоничными звуками: ключей постылых скрежет, песня разлуки паровозных гудков, плач детей, женский вой, громыхание черных марусь, хлюпанье дверей и вой старухи. Такое обилие звуков лишь усиливает трагическую тишину, которая взрывается лишь однажды - в главе Распятие :

Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне...

Распятие - смысловой и эмоциональный центр произведения; для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для ее сына, настал "великий час":

Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.

Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина - мятежное страдание, когда лирическая героиня "выла под кремлевскими башнями" и "кидалась в ноги палачу", Иоанн - тихое оцепенение человека, пытающегося "убить память", обезумевшего от горя и зовущего смерть. Молчание Матери, на которую "так никто взглянуть и не посмел", разрешается плачем-реквиемом. Не только по своему сыну, но и по всем погубленным.

Замыкающий поэму Эпилог "переключает время" на настоящее, возвращая нас к мелодии и общему смыслу Предисловия и Посвящения : снова появляется образ тюремной очереди "под красною ослепшею стеною" . Голос лирической героини крепнет, вторая часть Эпилога звучит как торжественный хорал, сопровождаемый ударами погребального колокола:

Опять поминальный приблизился час. Я вижу, я слышу, я чувствую вас.

"Реквием" стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мертвым, и живым. Всех их она оплакала, личную, лирическую тему поэмы завершила эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены. Это памятник не столько поэту, сколько народному горю:

Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь. Забыть, как постылая хлюпала дверь И выла старуха, как раненый зверь.

На долю русской поэтессы Анны Ахматовой выпали нелегкие испытания. Ее поэма «Реквием» посвящена тяжелым для страны годам сталинских репрессий, когда многие люди были безвинно арестованы и осуждены. Коснулись эти события и Ахматовой.

Она провела немало времени в тюремных очередях. Был арестован ее сын. Однако, поэма посвящена не только личным переживаниям поэтессы, но и всем матерям, которых постигло это горе. Звучат в «Реквиеме» и отголоски страданий всего русского народа и родной страны в целом.

Поэма создавалась на протяжении нескольких лет. Каждая ее часть датирована. Эпиграф к произведению написан был несколько позже его самого. В нем Ахматова, как бы возвращаясь к тем событиям и переживая их заново, подчеркивает связь свою с родиной, которая не была ей оставлена в те тяжелые годы. После эпиграфа идет «Посвящение» и «Вступление». Сама поэма состоит из десяти частей, последняя из которых называется «Распятие» и эпилога в двух частях.

«Вместо предисловия» поэмы описывает обстановку, царящую в тюремных очередях, то оцепенение, в котором были люди, находящиеся там. Все они ожидали решений об участи близких людей. В этой толпе одна женщина, узнав Ахматову, спросила ее, сможет ли она описать и это. Когда услышан был положительный ответ, какое-то подобие улыбки скользнуло по измученному лицу женщины. Этот образ, запечатленный поэтессой, хорошо передает и подчеркивает состояние несчастных жен и матерей, выражает их горе.

Первые несколько частей поэмы описывают ситуацию, которую пережили многие. Хоть поэтесса и пишет эти строки от первого лица, но относятся они ко всем, кого это коснулось. И дальше, на протяжении всего произведения, личные переживания неразрывно и тесно переплетены с общей судьбой русского народа. Ахматова подчеркивает это словами о том, что это не она, а кто-то страдает.

Смятение, граничащее с умопомрачением, томительное ожидание того, что будет дальше, неизмеримое горе, – все это звучит еще с самого вступления и продолжается на протяжении всей поэмы. Произведение можно подразделить на две смысловые части – ожидание приговора и его вынесение, то, что стало после.

Приговор характеризует поэтесса как каменное слово, упавшее на грудь, которая была еще жива, жива надеждой. А после этого удара – потеря смысла жизни.

После звучит призыв смерти. И, как пишет Ахматова, ей все равно, какой она будет, лишь бы пришла она быстрее. Такая участь была свойственна тогда многим матерям, чьи дети пострадали от репрессий. Лично им всем посвящает Ахматова строки эпилога.

Все произведение пропитано страданием. А образ матери, убитой этим страданием, является ключевым в поэме.

Вариант 2

Над «Реквиемом» Анна Ахматова трудилась восемь лет. И что самое обидное, поэма не могла быть издана во времена Сталина. Из-за этого родные и близкие Ахматовой учили поэму наизусть, а рукописи сжигались лично Ахматовой, потому что даже хранение их было опасным. Впервые «Реквием» был напечатан в Мюнхене в 1963 году, и только лишь через четырнадцать лет его опубликовали в России.

Поэма написана отдельными стихотворениями, которые различаются по своей тематике, структуре написания и звучанием. Его структура позволяет прочувствовать эффект взволнованности, напряжения в эмоциональном плане, которое прослеживается у главной героини поэмы, ведь она переживает не только драму в своей жизни, но и драму в жизни общественной.

Ахматова очень переживает за будущее родины, она переживает события той эпохи, как свою личную трагедию, мучаясь в противоречиях. Однако, она не изменила своей позиции, являясь преданной всем сердцем родной стране. Ахматова проживала жизнь вместе с народом, разделяя все горести и заботы.

Основой произведения явилась личная трагедия Анны Ахматовой. Ее сын и муж были приговорены к тюремному заключению за участие в антисоветской террористической группе. Это было абсурдное обвинение, но именно это событие подтолкнуло поэтессу на написание поэмы. На протяжении всего произведения можно прочувствовать огромную душевную боль всех матерей, жен и невест, которые испытывали эти муки не только во время «ежовщины», но и во все тягостные для России времена. Пишет Анна Ахматова о трагичных событиях тридцатых годов, о расправах над декабристами, о стрелецких казнях, и страдания и горе русских женщин – неотъемлемая составляющая этих событий.

В «Эпилоге» произведения Ахматова поднимает проблему человеческой памяти, только помня об этих страшных событиях, можно избежать в будущем повторения такого. А еще она обращается к богу, прося за всех тех, кто был с ней рядом у красной стены, пока она ожидала приговора для сына. Именно там прошли самые страшные дни ее жизни, как и тысяч людей того поколения.

Во второй части «Эпилога» Ахматова пытается определить свое место на земле и подвести итоги своей творческой деятельности. Эта часть перекликается с Пушкинским «Памятником», только Ахматова желает, чтобы памятник ей стоял не в Царском Селе, где прошло ее детство, а у стен Крестов, где она пережила страшные душевные муки с другими женщинами.

«Реквием» - это четырнадцать молитв, как сказала сама Ахматова. И не только по собственному сыну, но и по многим людям, которые были уничтожены без вины, и не только физически, но и духовно. Это поэма – вызов, обвинение тем, кто создал тоталитарный режим.

Сочинение по поэме Реквием Ахматовой анализ

Странный факт, но люди являются основным источником страдания друг друга. Наверное, так кем-то заведено, чтобы одни притесняли других. Поэтому существуют тюрьмы и, самое главное, невинно осужденные, существует несправедливость.

Анна Ахматова испытала на себе суровость власти ее поэма Реквием во многом основана на собственных страданиях поэтессы, которые она пережила из-за сына Льва Гумилева, проведшего в заключении около десяти лет. Возможно он был неудобен власти, но востоковед, переводчик и философ навряд ли был вредным обществу и таким элементом, который заслуживал этого заключения. Тем не менее, он имел судьбу жить в СССР в период, в том числе и 1937 года и последующие года, когда сажали многих и порой без разбору.

Ахматова через собственные страдания стала частью всего страдающего народа:

«И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ».

Предисловие как раз рассказывает о том, как созданию Реквиема предшествовало общение с другими близкими заключенных, такими же безутешными и запуганными. Именно для них поэтесса «..соткала широкий покров из бедных, у них же подслушанных слов».

Примечательность этого произведения заключается в постепенном написании. Оно собрано из отрывков разных лет, каждый – запечатлел текущее положение дел, переживания Ахматовой о сыне. Через личную трагедию автора мы видим трагедию целой страны: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.»

С удивительной точностью Ахматова в самом начале поэмы называет город «привеском» своих тюрем. Далее описывается картина ареста и одиночество: «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.»
Образ перемалывающей всех государственной махины представляется как «огромная звезда», которая, вероятно, смотрела с тюрьмы Кресты на Ахматову и всех других, кто простаивал там длительные очереди.
Поэтесса называет собственное страдание чужим, ведь она бы не смогла такое вынести, пишет о собственном безумии и коротких тюремных свиданиях, про приговор, к которому «была готова». И далее: «Надо память до конца убить».

Тем не менее, в завершение Ахматова просит если и ставить ей памятник, то только у Крестов, как ни странно, чтобы сохранить память об этом времени. Чтобы с бронзовых век как слезы струился снег. Возможно эти «слезы» памятника помогут искупить страдания оставшихся людей и уберегут народ снова от этих ошибок.

Вариант 4

Поэма «Реквием» Анны Ахматовой написана в очень тяжелые годы, в годы репрессий. Хоть поэма и написана в 1935 по 1940, Ахматова не спешила ее записывать. Она много лет хранила ее в своей памяти, потому что не хотела попасть под гнет репрессий. Когда же умер Сталин, Анна Ахматова все же решилась ее записать на бумагу, хотя это и было очень рискованно. Та информация, которая была в этой поэме, очень опасна для поэтессы. В ней рассказывается вся правда о тех тяжелых временах.

В поэме Анны Ахматовой собрана боль многих тысяч женщин, это поэма правдива от начала до конца. Прошло двадцать два года после смерти Анны Ахматовой, когда напечатали поэму «Реквием» в 1988 году.

Трагическая судьба Анны Ахматовой подтолкнула ее на написание этой поэмы. Во времена репрессий ее мужа Николая Гумилева, который был очень талантливым русским поэтом, арестовали и расстреляли в 1921 году. Сказали, что Николай Гумилев был в сговоре против новой власти большевиков. Сталинские палачи, как правило, преследовали всю семью и в итоге сына Гумилева и Ахматовой тоже арестовывают в тридцатые годы. Арестовать могли любого человека, все боялись быть арестованными и расстрелянными.

В «Реквием» Ахматова описывает, что тогда ей пришлось долгих семнадцать месяцев провести в очереди перед тюрьмой. Ене сына Льва приговорили к расстрелу, но потом его заменили на пребывание в лагерях. Ахматова была настолько подавлена, что проведенное такое количество месяцев с другими людьми, которые не понимали, за что обвинили их родственников. Люди пытались добиться от власти хоть какой-нибудь информации о родственниках, но остались неуслышанными.

В своей поэме «Реквием» Анна Ахматова хотела передать всю ту боль и разочарование, которое испытывали многочисленное тысяч людей. Народ был напуган и не мог ничего сделать против власти, люди были бессильны в этом.

Ахматова умела в небольшое количество строк вложить столько смысла и описать человеческую душу. Анна Ахматова в поэме старается посмотреть на себя со стороны, ведь ее душевная боль настолько велика, что поэтесса боится лишиться разума.

Поэтессе не пришлось даже преувеличивать, настолько проблема была велика и приносила народу одни неприятности. Весь тот ужас, что пришлось пережить миллионам граждан, оставил огромный отпечаток в судьбах людей. Заканчивается поэма радостным стихотворением о том, что наконец-то все закончилось и можно вздохнуть свободно. Анна Ахматова совершила огромный подвиг, создав поэму «Реквием».

Анализ стихотворения Реквием по плану

Осень – период печали, период поразмыслить над бренностью этого мира, чем, вероятно, и занялся Фет, когда писал свое стихотворение Тополь. В нем описывается одинокое дерево, которое стоит в степях и ожидает зимы.

  • Анализ стихотворения Заплаканная осень, как вдова Ахматовой

    Ключевой тематикой произведения являются лирические размышления поэтессы о трагической любви, пропитанной горечью утраты в связи с гибелью ее бывшего супруга Николая Гумилева, расстрелянного по обвинению в контрреволюционных действиях.

  • Анализ стихотворений Апухтина

    Анализ стихов Апухтина

  • "Реквием" Ахматовой

    В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилёва. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий.

    Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А.Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовалось оно только в 1988 году.

    По жанру «Реквием» задумывался как лирический цикл, а позднее уже был назван поэмой.

    Композиция произведения сложная. Состоит из таких частей: «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», десять глав. Отдельные главы имеют название: «Приговор» (VII), «К смерти» (VIII), «Распятие» (X) и «Эпилог».

    В поэме речь идёт от имени лирического героя. Это «двойник» поэтессы, авторский приём выражения мыслей и чувств.

    Главная идея произведения — выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А.Ахматова берёт цитату из своего же стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали» . Словами эпиграфа выражена народность трагедии, причастность к ней каждого человека. И дальше в поэме продолжается эта тема, но масштаб её достигает громадных размеров.

    Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот её личный приём помогает остро ощутить события поэмы.

    Автор использует различные тропы, которые помогают осмыслить переживания людей. Это эпитеты: Русь«безвинная» , тоска «смертельная» , столица «одичалая» , пот «смертный» , страданье «окаменелое» , локоны«серебряные» . Много метафор: «лица опадают» , «летят недели» , «перед этим горем гнутся горы» ,«песню разлуки паровозные пели гудки» . Встречаются и антитезы: «кто зверь, кто человек» , «И упало каменное сердце на мою ещё живую грудь» . Есть сравнения: «И старуха выла, как раненный зверь» .

    В поэме присутствуют и символы: сам образ Ленинграда — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей.

    Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор поэмы «Реквием» — литературного памятника репрессивной эпохи советской реакции. После революции многие безвинные люди пострадали от того, что после назовут «перегибами». Но на деле ситуация представляла собой террор, направленный правительством против собственногонарода. И против стихии боли и крови восстала женщина-мать, женщина-жена, оплакивающая сына и мужа и обличающая их мучителей. Об Анне Ахматовой и ее «Реквиеме» и пойдет речь в этой статье.

    Впервые работа над «Реквиемом» началась в 1934 году. Ахматова планировала создать цикл стихотворений, связанных единой темой, но позже все работы объединились в единое целое — поэму «Реквием».
    Больше всего работы было проделано в 1938-1840-х гг., но закончена поэма была только в 1960-е гг.

    История написания поэмы «Реквием» стала личной историй Анны Ахматовой. Впервые поэма была полностью издана только в 1987 году. Причиной такого долгого пути произведения к читателям стала ее несовпадение с идеологией власти. Импульсом для написания «Реквиема» стала личная драма. Бывший муж поэтессы — выдающийся поэт Николай Гумилев — был расстрелян, а единственный сын Лев Гумилев, знаменитый писатель и этнолог, осужден. Попал под арест и Николай Пунин, за которого Ахматова вышла замуж в 1922 году. В 1946 году сама Ахматова вместе с популярным писателем Зощенко попадёт в опалу по делу о журналах «Звезда» и «Ленинград».

    О создании поэмы известны интересные факты:

    • О поэме «Реквием» знали немногие. Ахматова сама читала ее самым близким людям, после чего каждый раз вынуждена была сжигать рукопись, чтобы обезопасить себя от преследований со стороны власти.
    • Популярность поэма обрела в эмигрантском самиздате, куда попала «без ведома и согласия автора». Ее опубликовали заграницей, но Ахматова до последнего отрицала свою причастность к публикации, чтобы обезопасить себя и свою семью.
    • Сын Анны, Лев, был холоден к матери, и одной из причин, как утверждают некоторые источники, является распространение «Реквиема». Подобные поступки матери отражались на его жизни и свободе.

    Жанр, размер, направление

    Поэма принадлежит к литературному направлению модернизма. Для модернизма характерен поиск новых литературных форм, задача которых как можно точнее выразить индивидуальность автора, показать его особенный способ восприятия мира. Существует немало литературных течений модернизма. Одни из самых популярных – это символизм, футуризм и акмеизм. Ахматова принадлежала к группе акмеистов. В манифесте акмеизма отчетливо звучит призыв отказаться от наследия символизма и обратиться к миру реальному, вещественному. Художественная выразительность стихотворений должна была соответствовать принципам конкретной образности. Особое значение придавалось миру человеческих эмоций, природному началу в жизни человека.

    «Реквием» может быть отнесен к жару эпической поэмы, так как представляет собой достаточно крупное стихотворное произведение,состоящее из пролога, основной части и эпилога, и отсылающее читателей к событиям нескольких исторических эпох.

    Поэма написана в нескольких стихотворных размерах. Отдельные части произведения разнятся между собой по настроению и тону повествования, что определяет и динамичность стихотворной ритмики.

    Смысл названия

    Реквием – это богослужение по умершим (в католической церкви). Вспоминая «заповеди» акмеизма, можно сказать, что название поэмы Ахматова выбирала не как символ, но как непосредственное, подлинное, почти исповедальное отражение своих душевных переживаний, горьких потерь, и это заставляет по-новому взглянуть на все содержание ахматовского «Реквиема». Смысл заглавия обозначает ее траур по жертвам репрессий и их родственникам.

    Традиционно название «Реквием» означает и некоторое разочарование, несет в себе негативный подтекст. Всем известен «Реквием» Моцарта и «Реквием по мечте» Хьюберта Селби. Вот и у Ахатовой это слово приобретает мрачный оттенок, в котором есть место не только тоске, но и обиде, злости и опустошению.

    Композиция и конфликт

    Особенности композиции «Реквиема» Ахматовой обусловлены историей создания произведения: оно было спаяно из нескольких самобытных частей, написанных в разное время. Поэтому каждый элемент представляет собой отдельное лирическое произведение со своим идейно-тематическим комплексом. Каждая часть имеет свой стихотворный размер.

    1. Прологом поэмы можно назвать первые две главы «Посвящение» и «Вступление», в которых перед читателем предстает образ эпохи, передается ее настроение и царящая в советской России атмосфера.
    2. В главах с первой по шестую рассказывается о личной трагедии лирической героини — страданиях матери, чьего сына арестовали. В пятой и шестой главах героиня, мучаясь своим горем, предрекает смерть сына.
    3. Далее следует «Приговор», в котором мать узнает о приговоре сына (ссылке) и пытается принять новость, которая и для нее становится приговором.
    4. Глава «К смерти» — обращение несчастной матери к смерти, от которой она жаждет получить освобождение от страданий.
    5. В девятой главе мы узнаем о последнем свидании героини со своим сыном. Она отступается от отчаянной борьбы и отдается безумию горькой утраты.
    6. «Распятие» вводит в повествование параллель между утратой лирической героини и библейским распятием, обернувшимся горем для Богородицы, потерявшей своего сына Иисуса Христа.
    7. В «Эпилоге» лирическая героиня подчеркивает, что ее история — лишь одна из немногих, а народной памяти достоин каждый пострадавший из всего «стомильонного народа».

    Основной конфликт произведения «Реквием» — личность и государство. Лирическая героиня чувствует себя одинокой и слабой в противоборстве с государственной машиной и не может защитить ни себя, ни своего сына.

    Суть: о чем произведение?

    Хотя произведение и автобиографично, невозможно отделить личную драму Анны Ахматовой от несчастных судеб множества других людей. Поэма «Реквием» — это многоголосая исповедь миллионов людей, вложенная в уста несчастной матери осужденного сына.

    Основные события в поэме «Реквием» крутятся вокруг тюремных стен. В поэме мы узнаем о том, как сына арестовывают, как его мать обивает пороги, страшась смерти своего ребенка, как тягостно тянутся дни ее семнадцатимесячной пытки. Она вспоминает свою беззаботную юность «царскосельской веселой грешницы», еще не подозревавшей о длинных тюремных очередях, которые ей придется отстоять.

    Мать в отчаянии предрекает сыну гибель, но «светлый день» приносит новость о ссылке. И хотя неизбежность приговора не могла быть неизвестна лирической героине, «каменным словом» он падает на «еще живую грудь» безутешной матери.

    Героиня спрашивает у смерти: «Ты все равно придешь – зачем же не теперь?». Последний раз она видит «страшные глаза сына», отпуская его в неизвестность.

    Через боль утраты родного сына рождается в поэме образ горюющей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Ее священный образ – образ эпохи.

    Лирическая героиня соединяет свою судьбу с судьбами миллионов людей, заклиная поставить ей памятник на том месте, где «триста часов» простоялагероиня и тысячи таких, как она.

    Главные герои и их характеристика

    Система образов в поэме «Реквием» якро обозначает основной конфликт: перед нами лишь жертвы той силы, против которой направлен материнский укор.

    образ характеристика
    лирическая героиня мать, сына которой осудили на ссылку. переживая свое горе совершенно одна, она остается сильной и самоотверженной ради своего сына, олицетворяя в своем лице миллионы женщин, чьи семьи пострадали в годы репрессий. конечно, прототипом лирической героини стала сама анна ахматова. однако лирическая героиня в горе настолько отстраняется от самой себя, что невозможно представить «реквием» как одноголосие.
    сын образ сына обозначен лишь вскользь, несколькими фразами. тем не менее, эти редкие строки рисуют образ, который бьет в самое сердце. «страшные глаза» на встрече с матерью и образ другого обреченного на муку сына — христа. его словами говорит сын героини: «о, не рыдай мене…».
    народ невозможно исключить из действующих лиц поэмы и всех людей, переживших страшные годы репрессий: страдающих матерей, осужденных на смерть и ссылки сыновей и дочерей, убитых мужей и отцов. горе матери – это наиболее сильное выражение той «смертельной тоски», которую испытала вся «безвинная русь».
    «безвинная русь»

    сама россия – становится героиней эпической поэмы. страдающая, «безвинная» русь с ее бесконечными тюремными затворами и «каторжными норами», с «одичалой» столицей и туманной невой и сама, корчась под «кровавыми сапогами», кажется, страдает не меньше лирической героини, разделяя ее страшный удел. но образ руси раскрывается и в той исторической памяти, которую просит сохранить лирическая героиня в «эпилоге». без этой будущей, лучшей россии, без надежды на светлое будущее, «реквием» превратился бы из исповеди в приговор.

    Темы

    Тематика поэмы «Реквием» многогранна и совершенно особенна:

    1. Материнская любовь . Судьба лирической героини показывает пример настоящей материнской любви, искренней заботы и бескорыстной жертвенности. Мать не может оставить своего ребенка в беде; отстаивая долгие тюремные очереди, она найдет в себе силы справиться с любым испытанием, пока есть шанс защитить тех, кого она любит. Тема любви является одной из главных в данном произведении.
    2. Родина . Любовь и сострадание к родной земле становятся одними из главных мотивов «Реквиема». Необходимо отметить, что, несмотря на всю жестокость и бесправие власти и политической системы, лирическая героиня ни на мгновение не винит Россию за все случившееся с ней, не клевещет. Наоборот, она сочувствует Родине, которую считает такой же несправедливо осужденной, как и своего сына.
    3. Сострадание . Лирическая героиня не просто уединенно переживает все выпадающие ей на долю испытания. Несмотря на всю тяжесть своего положения, всю сердечную муку, она не закрывает глаза на несчастия и боль других людей. Тема сострадания становится ведущей в тексте.
    4. Тема памяти. Лирическая героиня не только сострадает всем безвинно обвиненным и лишенным семьи, но и не может отделить память о личном горе от памяти о несчастии тысяч других людей. Свой памятник она посвящает каждому из тех, кто пропал или выжил в тюремных очередях, ссылках и под заключением.
    5. Тема народного страдания — основная тема «Реквиема». Через тоску матери передается плач и уныние всей России по сгубленным душам. Длинная очередь показывает массовость и масштабность проблемы: каждая семья ощутила железную хватку времени.
    6. Тема времени . Через свои стенания поэтесса точно передает характер исторической эпохи. Тюремные очереди, передачи, массовые аресты, ожидание худшего, народное горе, которое сплачивает людей, — все это приметы советской реакции.

    Проблемы

    Среди основных проблем, затронутых в «Реквиеме», можно особенно выделить проблему исторической памяти всех жертв репрессий, одной из которых оказалась Анна Ахматова, а также проблему несправедливости (с которой в лице героини столкнулась вся страна) и человеческой беспомощности – чувства, так истерзавшего героиню, не сумевшую помочь своему сыну отстоять свободу и невиновность.

    • Проблема исторической памяти — то, что так зыбко и подвержено влиянию со стороны. Ахматова хотела защитить ее от последующих спекуляций и искажений. Ее страна заслуживала правды, какой бы горькой она ни была. Ахматова, умная и обеспеченная женщина, отказалась от эмиграции, хотя предчувствовала гонения в СССР. Почему? Она верила в будущее России и надеялась на ее процветание. Именно поэтому она не укоряет ее, а всего лишь ведет летопись народных страданий, чтобы предотвратить их повторение.
    • Проблема несправедливости и бесправия стала главной проблемой молодого государства СССР. Многие люди пали безвинно, осиротели целые сферы деятельности, где просто не было пролетариев и крестьян. Абсурдность гонений не выдерживала никакой критики, однако тотальный страх, захлестнувший страну, мешал людям открыть глаза и посмотреть в лицо правде.

    Основная идея

    «Реквием» стал тем самым памятником, о котором писала Анна Ахматова в своей поэме. Поэтесса подарила людям напоминание о страшных годах репрессий для того, чтобы дни «смертельной тоски» больше не повторились никогда. Писательница, раскрыв читателям собственную страдающую душу, написала о трагедии тысяч людей, чья духовная борьба с несправедливостью не останется забытой. Это и есть смысл «Реквиема» — оставить страшный исторический след боли и страданий для тех, кто не имеет права предавать его забвению. Для нас с Вами.

    Главная мысль поэмы «Реквием» заключается в необходимости сочувствия и сострадания ко всем людям, вне зависимости от их сословной принадлежности. Равенство и братство СССР обернулось беспрецедентной враждебностью людей по отношению друг к другу. Этого нельзя допустить вновь. Доброта и понимание должны быть выше идеологии. Они — закон жизни.

    Критика

    В родной стране «Реквием» не был принят властью с восхищением. Идеологическая критика Жданова рисовала глумливые образы Ахматовой как блудницы и монахини в одном лице, подчеркивала «гнилой дух безыдейности» в ее произведении. Доклад этого советского чиновника разошелся на цитаты и стал началом травли Ахматовой как поэтессы. С того дня ее стихи больше не печатались в советских СМИ, зато акулы пера с удовольствием рвали репутацию автора в клочья.

    Однако пора социального реализма и советского идеологического диктата над искусством миновала, и все больше людей иначе отзывалось на поэму.

    Знаменитый русский поэт Иосиф Бродский так писал о «Реквиеме»:

    «…Понятно, что Ахматова описывает в «Реквиеме» все ужасы «большого террора». Но при этом она всё время говорит о том, что близка к безумию. Здесь самая большая, правда и сказана <…> Ахматова описывает положение поэта, который на всё, что с ним происходит, смотрит как бы со стороны. Потому, что когда поэт пишет, то это для него — не меньшее происшествие, чем событие, которое он описывает».

    Писатель и критик Ю. Карякин писал:

    «Это поистине народный реквием: плач по народу, сосредоточие всей боли его. Поэзия Ахматовой — это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли».

    Искусствовед В. Я. Виленкин также высоко оценил художественную и духовную значимость произведения Ахматовой:

    «Теперь все знают эпилог «Реквиема», знают, с каким «условием» Ахматова, глядя в далёкое будущее, «давала согласье» на памятник, если когда-нибудь суждено ему быть не её родине. Памятника, может быть, и не будет, — кто знает? Несомненно, одно: бессмертие поэта. А если памятник, то тоже из тех, нерукотворных, прочнее меди».

    Анализ поэмы «Реквием»

    Поэма - это и лирический дневник, и взволнованное свидетельство очевидца эпохи, и произведение большой художественной силы, глубокое по своему содержанию. С годами человек становится мудрее, острее воспринимает прошедшее, с болью наблюдает настоящее. Так и поэзия Ахматовой с годами становилась всё глубже, я бы сказала - обострённее, ранимее. Поэтесса много размышляла о путях своего поколения, и результатом её раздумий является «Реквием». В небольшой по объёму поэме можно, да и нужно, всмотреться в каждую строку, пережить каждый поэтический образ.

    Прежде всего о чём говорит название поэмы.

    Само слово «реквием» (в записных книжках Ахматовой - латинское Requiem) значит «заупокойная месса» - католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Латинское название поэмы, как и тот факт, что в 1930-е - 1940-е гг. Ахматова серьёзно занималась изучением жизни и творчества Моцарта, в особенности его «Requiem"a», наводит на мысль о связи произведения Ахматовой с музыкальной формой реквиема. Кстати, в «Requiem"e» Моцарта - 12 частей, в поэме Ахматовой - столько же (10 главок + Посвящение и Эпилог).

    «Эпиграф» и «Вместо Предисловия» - своеобразные смысловые и музыкальные ключи произведения. «Эпиграфом» к поэме стали строки (из стихотворения 1961 г. «Так не зря мы вместе бедовали…»), являющие, в сущности, признанием в сопричастности ко всем бедствиям родной страны. Ахматова честно признаётся, что вся её жизнь была тесно связана с судьбой родной страны, даже в самые страшные периоды:

    Нет, и не под чуждым небосводом,

    И не под защитой чуждых крыл -

    Я была тогда с моим народом,

    Там, где мой народ, к несчастью, был.

    Эти строки написаны уже намного позже, чем сама поэма. Они датированы 1961 г. Уже ретроспективно, вспоминая события прошедших лет, Анна Андреевна заново осознаёт те явления, которые провели черту в жизни людей, отделяя нормальную, счастливую жизнь и страшную бесчеловечную действительность.

    Поэма «Реквием» достаточно коротка, но какое сильное действие она оказывает на читателя! Это произведение невозможно читать равнодушно, горе и боль человека, с которым произошли страшные события, заставляют точно представить себе весь трагизм ситуации.

    «Вместо Предисловия» (1957 г.), подхватывая тему «моего народа», переносит нас в «тогда » - тюремную очередь Ленинграда 30-х годов. Ахматовский «Реквием», так же как и моцартовский, написан «по заказу»; но в роли «заказчика» - «стомильонный народ». Лирическое и эпическое в поэме слито воедино: рассказывая о своём горе, Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных»; за её авторским «я» стоит «мы» всех тех, чьим единственным творчеством была сама жизнь.

    Поэма «Реквием» состоит из нескольких частей. Каждая часть несёт свою эмоционально - смысловую нагрузку.

    «Посвящение» продолжает тему прозаического «Вместо Предисловия». Но меняется масштаб описываемых событий:

    Перед этим горем гнутся горы,

    Не течёт великая река,

    Но крепки тюремные затворы,

    А за ними «каторжные норы»

    И смертельная тоска.

    Первые четыре стиха поэмы как бы намечают координаты времени и пространства. Времени больше нет, оно остановилось («не течёт великая река»);

    «веет ветер свежий» и «нежится закат» - «для кого-то», но больше не для нас. Рифма «горы - норы» образует пространственную вертикаль: «невольные подруги» оказались меж небом («горы») и преисподней («норы», где мучают их родных и близких), в земном аду.

    «Посвящение» - это описание чувств и переживаний людей, которые всё своё время проводят в тюремных очередях. Поэтесса говорит о «смертельной тоске», о безысходности, об отсутствии даже малейшей надежды на изменении сложившейся ситуации. Вся жизнь людей теперь зависела от приговора, который будет вынесен близкому человеку. Этот приговор навсегда отделяет семью осуждённого от нормальных людей. Ахматова находит удивительные образные средства, чтобы передать состояние своё и других:

    Для кого-то веет ветер свежий,

    Для кого-то нежится закат -

    Мы не знаем, мы повсюду те же,

    Слышим лишь ключей постылых скрежет

    Да шаги тяжёлые солдат.

    Здесь ещё отголоски пушкинско-декабристских мотивов, перекличка с явно книжной традицией. Это скорее какая-то поэтическая декларация о горе, а не само горе. Но ещё несколько строк, - и мы погружаемся в непосредственное ощущение горя - неуловимо-всеохватной стихии. Это горе, растворившееся в быту, в обыденной повседневности. И от скучной прозаичности горя нарастает сознание неискоренимости и неизлечимости этой беды, покрывшей жизнь плотной пеленой:

    Подымались как к обедне ранней,

    По столице одичалой шли,

    Там встречались, мёртвых бездыханней,

    Солнце ниже, и Нева туманней,

    А надежда всё поёт вдали.

    «Ветер свежий», «закат» - всё это выступает своеобразным олицетворением счастья, свободы, которые отныне недоступны томящимся в тюремных очередях и тем, кто находится за решёткой:

    Приговор... И сразу слёзы хлынут,

    Ото всех уже отделена,

    Словно с болью жизнь из сердца вынут,

    Словно грубо навзничь опрокинут,

    Но идёт... Шатается... Одна.

    Где теперь невольные подруги

    Двух моих осатанелых лет?

    Что им чудится в сибирской вьюге,

    Что мерещится им в лунном круге?

    Им я шлю прощальный мой привет.

    Только после того как героиня передаёт «невольным подругам» своих «осатанелых лет» «прощальный привет», начинается «Вступление» в поэму-реквием. Предельная экспрессивность образов, безысходность боли, резкие и мрачные краски поражают скупостью, сдержанностью. Всё очень конкретно и в то же время максимально обобщенно: оно обращено ко всем и к каждому, к стране, её народу и к одинокой страдающей, к человеческой индивидуальности. Предстающая перед мысленным взором читателя мрачная, жестокая картина вызывает ассоциации с Апокалипсисом - как по масштабу всеобщего страдания, так и по ощущению наступивших «последних времён», за которыми возможна или смерть, или Страшный Суд:

    Это было, когда улыбался

    Только мёртвый, спокойствию рад.

    И ненужным привеском болтался

    Возле тюрем своих Ленинград.

    И когда, обезумев от муки,

    Шли уже осуждённых полки,

    И короткую песню разлуки

    Паровозные пели гудки.

    Звёзды смерти стояли над нами.

    И безвинная корчилась Русь

    Под кровавыми сапогами

    И под шинами «чёрных марусь».

    Как прискорбно, что талантливейшему человеку пришлось столкнуться со всеми тяготами чудовищного тоталитарного режима. Великая страна Россия допустила над собой такое издевательство, почему? Все строчки произведения Ахматовой содержат в себе этот вопрос. И при чтении поэмы становится всё тяжелее и тяжелее при мысли о трагических судьбах невинных людей.

    Мотив «одичалой столицы» и «осатанелых лет» «Посвящения» во «Вступлении» воплощается в образе большой поэтической силы и точности.

    Россия раздавлена, уничтожена. Поэтесса от всего сердца жалеет родную страну, которая совершенно беззащитна, скорбит о ней. Как смирится с тем, что случилось? Какие слова найти? В душе человека может твориться что-то страшное, и нет никакого спасения от этого.

    В ахматовском «Реквиеме» происходит постоянное смещение планов: от общего - к частному и конкретному, от горизонта многих, всех - к горизонту одного. Этим достигается поразительный эффект: и широкий, и узкий хват жуткой действительности дополняют друг друга, взаимопроникают, совмещаются. И как бы на всех уровнях реальности - один непрекращающийся кошмар. Так, вслед за начальной частью «Вступления» («Это было, когда улыбался…»), величественной, взирающей на место действия из какой-то надзвёздной космической высоты (из которой виден Ленинград - подобие гигантского раскачивающегося маятника;

    движущиеся «полки осуждённых»; вся Русь, корчащаяся под сапогами палачей), дается, чуть ли не камерная, семейная сценка. Но от этого не менее душераздирающая - предельной конкретностью, заземлённостью, наполненностью приметами быта, психологическими подробностями картина:

    Уводили тебя на рассвете,

    За тобой, как на выносе, шла,

    В тёмной горнице плакали дети,

    У божницы свеча оплыла.

    На губах твоих холод иконки,

    Смертный пот на челе... Не забыть! -

    Буду я, как стрелецкие жёнки,

    Под кремлевскими башнями выть.

    В этих строчках уместилось огромное человеческое горе. Шла «как на выносе» - это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома, за ним идут близкие родственники. Плачущие дети, оплывшая свеча - все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.

    Вплетающиеся исторические ассоциации и их художественные аналоги («Хованщина» Мусоргского, суриковская картина «Утро стрелецкой казни», роман А.Толстого «Петр 1») здесь вполне закономерны: с конца 20-х и до конца 30-х годов Сталину льстило сравнение его тиранического правления со временами Петра Великого, варварскими средствами искоренявшего варварство. Жесточайшее, беспощадное подавление оппозиции Петру (стрелецкий бунт) прозрачно ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий: в 1935 г. (этим годом датируется «Вступление» в поэму) начинался первый, «кировский» поток в ГУЛАГ; разгул ежовской мясорубки 1937 - 1938 гг. был ещё впереди... Ахматова прокомментировала это место «Реквиема»: после первого ареста мужа и сына в 1935 г. она поехала в Москву; через Л.Сейфуллину вышла на секретаря Сталина Поскрёбышева, который пояснил, что для того, чтобы письмо попало в руки самого Сталина, нужно быть под Кутафьей башней Кремля около 10 часов, и тогда он передаст письмо сам. Поэтому Ахматова и сравнила себя со «стрелецкими жёнками».

    1938 г., принёсший вместе с новыми волнами неистовой ярости бездушного Государства повторный, на этот раз необратимый арест мужа и сына Ахматовой, переживается поэтом уже в иных красках и эмоциях. Звучит колыбельная песня, причём непонятно, кто и кому её может петь - то ли мать арестованному сыну, то ли нисшедший Ангел обезумевшей от безысходного горя женщине, то ли месяц опустошённому дому... Точка зрения «со стороны» незаметно входит в душу ахматовской лирической героини; в её устах колыбельная преображается в молитву, нет - даже в просьбу о чьей-то молитве. Создаётся отчётливое ощущение раздвоения сознания героини, расщепления самого лирического «я» Ахматовой: одно «я» зорко и трезво наблюдает за происходящим в мире и в душе; другое - предаётся неконтролируемому изнутри безумию, отчаянию, галлюцинациям. Сама колыбельная подобна какому-то бреду:

    Тихо льётся тихий Дон,

    Жёлтый месяц входит в дом,

    Входит в шапке набекрень.

    Видит жёлтый месяц тень.

    Эта женщина больна,

    Эта женщина одна.

    Муж в могиле, сын в тюрьме,

    Помолитесь обо мне.

    И - резкий перебой ритма, становящегося нервным, захлёбывающимся в истерической скороговорке, прерывающегося вместе со спазмом дыхания и помрачения сознания. Страдания поэтессы достигли апогея, в результате она практически ничего не замечает вокруг. Вся жизнь стала похожа на бесконечно кошмарный сон. И именно поэтому рождаются строки:

    Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

    Я бы так не могла, а то, что случилось,

    Пусть чёрные сукна покроют,

    И пусть унесут фонари…

    Тема двойственности героини развивается как бы в нескольких направлениях. То она видит себя в безмятежном прошлом и сопоставляет с собой нынешней:

    Показать бы тебе, насмешнице

    И любимице всех друзей,

    Царскосельской веселой грешнице,

    Что случится с жизнью твоей -

    Как трёхсотая, с передачею,

    Под Крестами будешь стоять

    И своей слезою горячею

    Новогодний лёд прожигать.

    Превращение событий террора и человеческих страданий в эстетический феномен, в художественное произведение давало неожиданные и противоречивые результаты. И в этом отношении творчество Ахматовой - не исключение. В ахматовском «Реквиеме» привычное соотношение вещей смещается, рождаются фантасмагорические сочетания образов, причудливые цепочки ассоциаций, навязчивые и пугающие идеи, как бы выходящие из-под контроля сознания:

    Семнадцать месяцев кричу,

    Зову тебя домой,

    Кидалась в ноги палачу,

    Ты сын и ужас мой.

    Всё перепуталось навек,

    И мне не разобрать

    Теперь, кто зверь, кто человек

    И долго ль казни ждать.

    И только пышные цветы,

    И звон кадильный, и следы

    Куда-то в никуда.

    И прямо мне в глаза глядит

    И скорой гибелью грозит

    Огромная звезда.

    Надежда теплится, хоть строфа за строфой, то есть год за годом, повторяется образ великой жертвенности. Появление религиозной образности внутренне подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страданий матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую смерть. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии; страдания сына - с муками Христа, распинаемого на кресте:

    Лёгкие летят недели.

    Что случилось, не пойму,

    Как тебе, сынок, в тюрьму

    Ночи белые глядели,

    Как они опять глядят

    Ястребиным жарким оком,

    О твоём кресте высоком

    И о смерти говорят.

    Может быть, существует две жизни: реальная - с очередями к окошку тюрьмы с передачей, к приёмным чиновников, с немыми рыданиями в одиночестве, и выдуманная - где в мыслях и в памяти все живы и свободны?

    И упало каменное слово

    На мою ещё живую грудь.

    Ничего, ведь я была готова,

    Справлюсь с этим как-нибудь.

    Объявленный приговор и связанные с ним мрачные, траурные предчувствия вступают в противоречие с миром природы, окружающей жизнью: «каменное слово» приговора падает на «ещё живую грудь».

    Расставание с сыном, боль и тревога за него иссушают материнское сердце.

    Невозможно даже представить себе всю трагедию человека, с которым случились столь страшные испытания. Казалось бы, всему есть предел. И именно поэтому нужно «убить» свою память, чтобы она не мешала, не давила тяжёлым камнем на грудь:

    У меня сегодня много дела:

    Надо память до конца убить,

    Надо, чтоб душа окаменела,

    Надо снова научиться жить.

    А не то... Горячий шелест лета,

    Словно праздник за моим окном.

    Я давно предчувствовала этот

    Светлый день и опустелый дом.

    Все действия, предпринимаемые героиней, носят противоестественный, больной характер: убивание памяти, окаменевание души, попытка «снова научиться жить» (как бы после смерти или тяжёлой болезни, т.е. после того, как «раз-училась жить»).

    Всё пережитое Ахматовой отнимает у неё самое естественное человеческое желание - желание жить. Теперь уже утрачен тот смысл, который поддерживает человека в самые тяжёлые периоды жизни. И поэтому поэтесса обращается «К смерти» , зовёт её, надеется не её скорый приход. Смерть предстаёт как освобождение от страданий.

    Ты всё равно придёшь - зачем же не теперь?

    Я жду тебя - мне очень трудно.

    Я потушила свет и отворила дверь

    Тебе, такой простой и чудной.

    Прими для этого, какой угодно вид <…>

    Мне всё равно теперь. Клубится Енисей,

    Звезда Полярная сияет.

    И синий блеск возлюбленных очей

    Последний ужас застилает.

    Однако смерть не приходит, зато приходит безумие. Человек не может выдержать того, что выпало на его долю. А безумие оказывается спасением, теперь уже можно не думать о реальной действительности, столь жестокой и бесчеловечной:

    Уже безумие крылом

    Души накрыло половину,

    И поит огненным вином,

    И манит в чёрную долину.

    И поняла я, что ему

    Должна я уступить победу,

    Прислушиваясь к своему

    Уже как бы чужому бреду.

    И не позволит ничего

    Оно мне унести с собою

    (Как ни упрашивать его

    И как ни докучать мольбою...)

    Многочисленное варьирование сходных мотивов, характерное для «Реквиема», напоминает музыкальные лейтмотивы. В «Посвящении» и «Вступлении» намечены те основные мотивы и образы, которые будут развиваться в поэме дальше.

    В записных книжках Ахматовой есть слова, характеризующие особую музыку этого произведения: «…траурный Requiem, единственным аккомпанементом которого может быть только Тишина и резкие отдалённые удары похоронного колокола». Но Тишина поэмы наполнена звуками: ключей постылый скрежет, песня разлуки паровозных гудков, плач детей, женский вой, громыхание чёрных марусь («маруси», «ворон», «воронок» - так называли в народе машины для перевозки арестованных), хлюпанье двери и вой старухи... Сквозь эти «адские» звуки еле слышны, но всё-таки слышны - голос надежды, голубиное воркование, плеск воды, кадильный звон, горячий шелест лета, слова последних утешений. Из преисподней же («тюремных каторжных нор») - «ни звука - а, сколько там / Неповинных жизней кончается…» Такое обилие звуков лишь усиливает трагическую Тишину, которая взрывается лишь однажды - в главе «Распятие» :

    Хор ангелов великий час восславил,

    И небеса расплавились в огне.

    Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»

    А матери: «О, не рыдай Мене...»

    Здесь речь не идёт о предстоящем воскресении из мёртвых, вознесении на небеса и прочих чудесах евангельской истории. Трагедия переживается в сугубо человеческих, земных категориях - страданиях, безнадёжности, отчаяния. И слова, произносимые Христом накануне своей человеческой смерти, вполне земные. Обращённые к Богу - упрёк, горькое сетование о своём одиночестве, покинутости, беспомощности. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости, призыв к успокоению, ввиду непоправимости, необратимости случившегося. Бог-Сын остаётся один на один со своей человеческой судьбой и смертью; сказанное им

    Божественным родителям - Богу-Отцу и Богоматери - безнадёжно и обреченно. В этот момент своей судьбы Иисус исключён из контекста Божественного исторического процесса: он страдает и гибнет на глазах отца и матери, и душа его «скорбит смертельно».

    Второе четверостишие посвящено переживанию трагедии распятия со стороны.

    Иисус уже мёртв. У подножия Распятия стоят трое: Мария Магдалина (любимая женщина или любящая), любимый ученик - Иоанн и Дева Мария, мать Христа. Подобно тому, как в первом четверостишии в центре внимания «треугольник» - «Святое семейство» (понимаемое нетрадиционно): Бог-Отец, Богоматерь и Сын Человеческий, во втором четверостишии свой «треугольник»: Возлюбленная, любимый Ученик и любящая Мать. Во втором «треугольнике», как и в первом, нет гармонии.

    «Распятие» - смысловой и эмоциональный центр произведения; для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для её сына, настал «великий час»:

    Магдалина билась и рыдала,

    Ученик любимый каменел,

    А туда, где молча Мать стояла,

    Так никто взглянуть и не посмел.

    Горе возлюбленной экспрессивно, наглядно - это истерика неутешного горя женщины. Горе мужчины-интеллектуала статично, молчаливо (что не менее понятно и красноречиво). Что же касается горя Матери, то о нём вообще невозможно ничего сказать. Масштабы её страданий несопоставимы ни с женским, ни с мужским: это беспредельное и невыразимое горе; её утрата невосполнима, потому что это её единственный сын и потому, что этот сын - Бог, единственный на все времена Спаситель.

    Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крёстного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина - мятежное страдание, когда лирическая героиня «выла под кремлёвскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», Иоанн - тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть.

    Страшная ледяная звезда, сопровождавшая героиню, в Х главе исчезает - «небеса расплавились в огне ». Молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», но и по всем, «миллионам убитых задёшево, / Протоптавшим тропу в пустоте». В этом сейчас - её долг.

    «Распятие» в «Реквиеме» - вселенский приговор бесчеловечной Системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного её возлюбленного сына - на небытие. В христианской традиции распятие Христа - путь человечества к спасению, к воскресению через смерть. Это перспектива преодоления земных страстей ради вечной жизни. У Ахматовой распятие для Сына и Матери безысходно, как бесконечен Большой террор, как неисчислима вереница жертв и тюремная очередь их жён, сестёр, матерей... «Реквием» не даёт выхода, не предлагает ответа. Даже не открывает надежды на то, что этому придёт конец.

    Следом за «Распятием» в «Реквиеме» - «Эпилог» :

    Узнала я, как опадают лица,

    Как из-под век выглядывает страх,

    Как клинописи жёсткие страницы

    Страдание выводит на щеках,

    Как локоны из пепельных и чёрных

    Серебряными делаются вдруг,

    Улыбка вянет на губах покорных,

    И в сухоньком смешке дрожит испуг.

    Героиня раздваивается между собой, одинокой, покинутой, неповторимой, и представительницей «стомильонного народа»:

    И я молюсь не о себе одной,

    А обо всех, кто там стоял со мною

    И в лютый холод, и в июльский зной

    Под красною ослепшею стеной

    Замыкающий поэму «Эпилог» «переключает время» на настоящее, возвращая нас к мелодии и общему смыслу «Вместо Предисловия» и «Посвящения» : снова появляется образ тюремной очереди «под красною ослепшей стеною» (в 1-й части).

    Опять поминальный приблизился час.

    Я вижу, я слышу, я чувствую вас.

    Не описание измученных лиц оказывается финалом заупокойной мессы в память о миллионах жертв тоталитарного режима. Героиня ахматовской погребальной поэмы видит в конце своего поэтического повествования себя снова в тюремно-лагерной очереди - растянувшейся по всей многострадальной России: от Ленинграда до Енисея, от Тихого Дона до кремлёвских башен. Она сливается с этой очередью. Её поэтический голос вбирает в себя мысли и чувства, надежды и проклятья, он становится голосом народа:

    Хотелось бы всех поимённо назвать,

    Да отняли список, и негде узнать,

    Для них соткала я широкий покров

    Из бедных, у них же подслушанных слов.

    О них вспоминаю всегда и везде,

    О них не забуду и в новой беде.

    И если зажмут мой измученный рот,

    Которым кричит стомильонный народ,

    Пусть так же они поминают меня

    В канун моего погребального дня.

    Наконец, героиня Ахматовой - это одновременно страдающая женщина - жена и мать и - поэт, способный передать трагедию народа и страны, ставшие заложниками извращённого народовластия, поднявшийся над личными страданиями и страхом, своей несчастной, искорежённой судьбой. Поэт, призванный выразить мысли и чувства всех жертв тоталитаризма, заговорить их голосом, не утрачивая своего - индивидуального, поэтического; поэт, несущий ответственность за то, чтобы правда о большом терроре стала известна всему миру, дошла до следующих поколений, оказалась достоянием Истории (в том числе истории культуры).

    Но как бы на мгновенье, забыв об опадающих, как осенние листья, лицах, о дрожащем в каждом взгляде и голосе испуге, о молчаливой всеобщей покорности, Ахматова провидит воздвигнутый себе памятник. Мировая и русская поэзия знает множество поэтических медитаций на тему «памятника нерукотворного». Наиболее близок Ахматовой пушкинский, к которому «не зарастёт народная тропа», вознаграждающий посмертно поэта за то, что он «восславил свободу» в свой не такой уж, по сравнению с двадцатым, «жестокий век» и «милость к падшим призывал»... Ахматовский памятник воздвигнут посреди народной тропы, ведущей к тюрьме (а из тюрьмы - к стенке или в ГУЛАГ):

    А если когда-нибудь в этой стране

    Воздвигнуть задумают памятник мне,

    Согласье на это даю торжество,

    Но только с условьем - не ставить его

    Ни около моря, где я родилась:

    Последняя с морем разорвана связь,

    Ни в царском саду у заветного пня,

    Где тень безутешная ищет меня...

    «Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой - и мёртвым, и живым. Всех их она оплакала своей «рыдающей лирою». Личную, лирическую тему Ахматова завершает эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: что это будет Памятник

    Поэту у Тюремной Стены:

    …здесь, где стояла я триста часов

    И где для меня не открыли засов.

    Затем, что и в смерти блаженной боюсь

    Забыть громыхание чёрных марусь.

    Забыть, как постылая хлюпала дверь

    И выла старуха, как раненый зверь.

    «Реквием» можно без преувеличения назвать поэтическим подвигом Ахматовой, высоким образцом подлинной гражданской поэзии.

    Он звучит как заключительное обвинение по делу о страшных злодеяниях. Но обвиняет не поэт, а время. Вот почему так величаво, - внешне спокойно, сдержано - звучат заключительные строки поэмы, где поток времени выносит к памятнику всем безвинно погибшим, но ещё и тем, в чьих жизнях горестно отразилась их гибель:

    И пусть с неподвижных и бронзовых век,

    Как слёзы, струится подтаявший снег,

    И голубь тюремный пусть гулит вдали,

    И тихо идут по Неве корабли.

    Ахматова убеждена, что «в этой стране» останутся в живых люди, которые открыто, осудят «ежовщину» и возвеличат тех немногих, кто противостоял террору, кто подступно создавал художественный памятник уничтожаемому народу в форме реквиема, кто разделил с народом его судьбу, голод, лишения, наветы...