Евгений онегин отрывок - дуэль. Две дуэли: Пушкин и Дантес

Выполнил Котосонов Сергей 9 класс

Дуэль – происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Дуэль происходила по строгим неписаным правилам. Защита корпоративной Защита человеческого чести достоинства Роль дуэли – социально-знаковая ИДЕЯ ДУЭЛИ Узкосословная Общечеловеческая

Столкновение или оскорбление, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения). Вызов. С этого момента противники не должны были вступать ни в какие отношения: это брали на себя их секунданты. Выбор секундантов и обсуждение тяжести обиды. Выбор характера дуэли. Секундант направлял противнику письменный вызов – картель.

Участники: Онегин и Ленский. Причины дуэли: Легкомысленное поведение Онегина в доме Лариных и ухаживание за Ольгой – невестой Ленского: «Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить.» Секунданты: Зарецкий – со стороны Ленского, лакей Гильо – со стороны Онегина.

Ленский: Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? Жуковский: О дней моих весна златая… Милонов: Как призрак легкий, улетели Златые дни весны моей. Кюхельбекер: Так лети ж, мечта златая, Увядай, моя весна! Пародируются штампы романтизма.

Онегин: испугался неблагоприятного общественного мнения. Ленский: полон романтического порыва. Зарецкий (секундант Ленского): -при передаче картеля игнорировал свою обязанность склонить противников к примирению; -не встречался с секундантом Онегина накануне, чтобы обсудить правила дуэли; -секундантом Онегина стал лакей, хотя они оба должны иметь дворянское звание; -не отменил дуэль, хотя Онегин значительно опоздал; - не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела. Пушкин: мог не «убивать» Ленского. Но это его прощание с романтизмом.

Константинов Ф.Д. Иллюстрация к 6-й главе «Евгения Онегина»

Точность, неторопливость, предметность, подробность описания. Повторы. Переносы. Сравнения, анафора. В.Г.Белинский: «Подробности дуэли Онегина с Ленским – верх совершенства в художественном отношении.»

Осуждение за страх нарушить светские условности. Трагическая ошибка: понятие светской чести для героя значительнее нравственного долга. Расплата – муки совести («убийца юного поэта», «убит приятельской рукой») Любовно-ироническое. Трагедия Ленского: жертвует жизнью за право сыграть роль романтического героя. Жертва нелепая, бессмысленная, по мнению автора.

Какая судьба реальнее? – не важно. Важно – не будет никакой! Приземленный А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел… Возвышенный Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден…

П.И.Чайковский: «Разве не глубоко драматична и не трогательна смерть богато одаренного юноши? Разве нет драматического положения в том, что скучающий столичный лев от мелочного раздражения, помимо воли, вследствие рокового стечения обстоятельств, отнимает жизнь у юноши, которого, в сущности, любит!»

Композиционная: кульминация сюжетной линии Онегин – Ленский и её развязка. Прощание Пушкина с романтизмом. Поворот в судьбе Онегина (начало перелома в его сознании). Введено новое второстепенное действующее лицо – Зарецкий.

Сердце Владимира было разбито. Он просто не мог поверить в то, что Онегин так безжалостно и просто играл с его чувствами. Он не хотел верить в то, что все эти долгие вечера, проведённые вместе, у камина за разговороми о совершенно не имеющих смыла вещах, но таких важных и необходимых для Ленского, были настолько безразличны Жене. Он искренне верил, что все немногословные кивки Онегина после его (Ленского) рассказов о прекрасной Ольге были молчаливым выражением сочувствия и понимания бедному Ленскому, которого угораздило влюбиться в такую ветреную и беспечную особу, а ни как не способом избавиться от совершенно лишнего (по мнению Онегина) разговора. Владимир всегда верил, что нужен Жене также сильно, как он был нужен ему. Любовь к Онегину стала стремительно поглощать Ленского, паралельно затуманивая его рассудок. Владимир бегал за Евгением, как хорошая собака, повсюду таскающаяся за своим хозяином. Его влюблённое сердце превращало любое касание или короткие переглядки с Онегиным из обычной коммуникации во что-то большее, способное в любую минут разорвать его без последующей возможности снова быть собраным. Он совершенно забыл про Ольгу. Теперь ни одна девушка не могла сравниться в глазах Ленского с Онегиным. Но Евгений Онегин был очень умным (в плане любовных дел и обольщения) молодым человеком, и поэтому сразу заметил эту не дружескую симпатию со стороны его приятеля, так не умело пытающегося это скрыть. К тому же, Евгений был лишним человеком, человеком не этой эпохи, человеком-изгоем, а кроме того, настоящим эгоистом (хоть и по неволе). Ему всегда было скучно и... это ли не прекрасный способ развеселить себя?! Этим шансом мог воспользоваться только Онегин, и он сделал это. Он начал свою игру, умело манипулируя Ленским. Он был не очень хорошим актёром, но Владимир был влюблённым дураком, что думал сердцем, а не головою. Ленский не замечал ничего. Он не замечал, что поцелуи были ледяные, что пальцы, касающиеся его, был ледяные, что взгляд был стеклянным и безразличным, а признания в любви были неискренними и... ледяными. Где-то глубоко-глубоко внутри себя Ленский знал всё это, но просто отказывался верить в это. Ему нужна была эта, хоть и притворная, но всё же любовь. Больная любовь-игра в подчинение, где главным всегда был Онегин. Ленский требовал от него только одного - чтобы он любил (ну или притворялся, что любил) только его. Но Онегин был таким же ветреным как и Ольга. Вскоре и эта игра надоела ему и он придумал новую. Онегин заставил Ленского ревновать. Он заставил и пожалел. Вид того, как Онегин флиртовал с Ольгой, резко прочистил Владимиру мозги. Его как-будто бы окунули лицом в ледяную воду. Ему было больно от предательства Онегина. Это задело его честь. Выход был только один. Он вызвал Онегина на дуэль. И хоть оба понимали, что дуэль бессмысленна они не могли отступится, "ведь это дело чести". Но на самом деле, стоя на расстоянии в восемнадцать шагов друг от друга, ни один из них не хотел нажимать на курок. Единственной причиной дуэли был... Онегин. Он не остановил дуэль, потому что был заложником своих принципов, желаний и масок. Его вызвали на дуэль, потому что слишком сильно любили, чтобы позволить ещё кому-то его любить. Ленский вызвал Женю на дуэль, потому что тот разбил ему сердце. Но слишком много последствий было от этого выстрела. Прошло несколько секунд после того, как пуля вылетела из пистолета, как упал Ленский, как Онегин понял, что натворил, но показалось, что это были не секунды, а года. И вот Евгений уже сидит над мёртвым приятелем и просит вернутся. Он понимает, что не сможет без него. Не сможет сидеть у камина в полной тишине. Не сможет шутить больше ни над кем... Не сможет полюбить больше никого. В одно мгновение Евгений понимает, что любил Ленского. И вот он уже целует мёртвые губы. И вот уже его поцелуи тёплые и нежные, а в ответ - лёд. Сердце Евгения было разбито. Он сам разбил себе сердце. За всю свою холодность Онегин получил по заслугам. Теперь он до конца жизни будет любить того, кого нет. Он будет страдать от своей безответной любви... пока не умрёт. Всегда.

Остановимся подробнее на описании дуэли. В чем богатство языка Пушкина?
Сцена дуэли действительно очень богата разнообразными художественными приемами. Глаголы, существительные, числительные в сцене дуэли обладают ничуть не меньшей силой, чем определения - эпитеты; предложения, лишенные сравнений, не становятся от этого менее выразительными. Анализ описания дуэли мы можем начать как раз с глаголов.


Пушкин детально описывает, как заряжались пистолеты:
Вот пистолеты уж блеснули.
Вот порох струйкой сероватой
Гремит о шомпол молоток.


Сказуемые в этом отрывке более всего завладевают нашим вниманием, заставляют следить за каждым этапом подготовки пистолетов, позволяют видеть и слышать происходящее. Пистолеты не просто извлечены из футляров - они «блеснули». Молоток «гремит» - стук его далеко разносится в звонком зимнем воздухе. Обратим внимание на одну особенность всех действий, изображенных в отрывке: здесь нет человека, хотя его руками все делается. Действуют пистолеты, молоток, пули, порох, кремень (гремит молоток, уходят пули, щелкнул курок]. Этот прием, выдвигающий на первый план орудия смерти, словно наделенные способностью двигаться самостоятельно, подчеркивает неизбежность приближающейся катастрофы.


Эпитеты в отрывке точные, очень скупые: признак дается только там, где он необходим: ствол граненый, сероватая струйка пороха, кремень зубчатый, надежно ввинченный.
Обратим внимание на композиционную роль этой картины: она замедляет действие и тем самым усиливает напряжение. Подробное описание того, как заряжаются пистолеты, превращается в страшную сцену спокойной,методической подготовки убийства.


Подтекст этой сцена - страстный гуманизм поэта: вместе с ним мы с ужасом и возмущением следим за приготовлением к убийству чело века человеком.
Существенную роль в изображении дуэли играют числительные. Они так и врезаются в память, заставляя нас напряженно следить, как "педант" Зарецкий отмеряет тридцать шесть шагов, как идут дуэлянты к роковой черте. Пушкин отлично понимает силу этих чисел и повторяет: «четыре перешли шага, четыре смертные ступени...».


Самый трагический момент, когда с выстрелом Онегина обрывается жизнь Ленского, описан совсем просто: здесь нет ни сравнений, ни метафор и только один простой эпитет «тихо»:

Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил...

Тревога за судьбу персонажей сменяется трагедией случившегося. Время
замедляется, наступает страшная тишина:
...поэт
На грудь кладет тихонько руку
Роняет молча пистолет,
И падает...
Мысль о смерти связана с представлением о вечном холоде. И мгновенный холод, который охватывает Онегина, это не только чувство ужаса, но и ледяное дыхание смерти. Далее мы читаем строки, изобилующие метафорами и сравнениями:


Дохнула буря, цвет прекрасный
увял на утренней заре.
Потух огонь на алтаре!..

Сравнить умолкнувшее сердце с опустевшим, покинутым домом - для этого нужна была смелость гениального новатора, сумевшего простые слова общенародного языка сделать «чистым золотом» поэзии.


В последующих строфах даны размышления автора о погибшем. Что умерло вместе с ним. Каким надеждам не суждено было свершиться, каков был бы его дальнейший жизненный путь, если бы «задумчивый мечтатель» не был «убит приятельской рукой»

В романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" одной из самых печальных сцен является дуэль между Ленским и Онегиным. Но для чего автор решил свести их в поединке? Что двигало молодыми людьми? Можно ли было избежать этой ситуации? Ниже будет представлен анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина.

Прежде чем перейти к обсуждению, составим дуэли Онегина и Ленского. Это нужно для того, чтобы обзор сцены шел последовательно, а читатель смог понять, для чего был введен в роман данный эпизод.

Причины поединка

Почему же Ленский вызвал своего друга на дуэль? Читатели помнят, что Владимир был человек мягкого, романтичного склада, в отличие от Евгения - уставшего от света, всегда скучающего, циничного человека. Причина дуэли банальна - ревность. Но кто и почему ревновал?

Ленский привез Онегина на Лариной. Если у Владимира был свой интерес (он приходился женихом сестре именинницы, Ольге), то Евгений скучал. К этому еще добавляется внимание влюбленной в него Татьяны. Все это вызывает лишь раздражение у молодого человека, и причиной своего плохого настроения он выбрал Ленского.

Онегин решает отомстить другу за испорченный вечер и начинает ухаживать за его невестой. Ольга была ветреной девушкой, поэтому с радостью прининяла ухаживания Евгения. Ленский не понимает, что происходит, и, решив положить этому конец, приглашает ее на танец. Но Ольга игнорирует его приглашение и продолжает вальсировать с Онегиным. Униженный Ленский уходит с праздника и вызывает единственного друга на дуэль.

Краткое описание дуэли между Онегиным и Ленским

Евгений получает вызов через Зарецкого, знакомого Ленского. Онегин понимает, что был виноват, что подобная глупость не стоит того, чтобы из-за нее стрелялись лучшие друзья. Он раскаивается и осознает, что встречи можно было избежать, но гордые молодые люди не отказываются от роковой встречи...

При анализе эпизода дуэли Ленского и Онегина нужно отметить попытки Евгения спровоцировать отказ Владимира от дуэли: он опаздывает на час, назначает слугу своим секундантом. Но Ленский предпочитает этого не замечать и дожидается друга.

Зарецкий отсчитывает положенное количество шагов, молодые люди готовятся стреляться. Пока Ленский прицеливается, Онегин стреляет первым. Владимир умирает мгновенно, Евгений, потрясенный этим, уезжает. Зарецкий, забрав тело Ленского, отправляется к Лариным.

Мог ли быть другой исход поединка?

Анализируя эпизод дуэли Ленского и Онегина, следует отметить то, какую роль в этой истории сыграл Зарецкий. Если внимательно читать роман, то можно найти строки, которые намекают на то, что именно он склонил Ленского к тому, чтобы вызвать Онегина стреляться.

Также в силах Зарецкого было предотвратить поединок. Ведь Евгений осознал свою вину и уже не желал участвовать в этом фарсе. И секундант Левина должен был по правилам попытаться примирить соперников, однако этого не было сделано. Зарецкий мог отменить дуэль уже потому, что Онегин опоздал на нее, а его секундантом был слуга, хотя по правилам дуэли секундантами могли быть только равные по социальному положению люди. Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, но он ничего не сделал, чтобы предотвратить роковой поединок.

Итог дуэли

Что же стало с Онегиным после дуэли? Ничего, он просто уехал из деревни. В те времена дуэли были запрещены, поэтому очевидно, что причину гибели Ленского преподнесли полиции совершенно иначе. Владимиру Ленскому был поставлен простой памятник, его невеста Ольга вскоре забыла о нем и вышла замуж за другого.

Как раскрывается главный герой в этой сцене

Когда школьники пишут сочинение по анализу эпизода дуэли Онегина и Ленского, то большое внимание уделяют тому, с какой стороны раскрывается Евгений. Кажется, что он не зависит от мнения общества и устал от круга аристократов, с которыми кутит и веселится. Но не потому ли он не отказывается от дуэли, что на самом деле боится того, что скажет про него общество? Вдруг его сочтут трусом, не отстоявшим свою честь?

Анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина представляет перед глазами читателя несколько другой образ: Евгений - слабовольный человек, который руководствуется не собственными суждениями, а мнением света. В угоду своему эгоизму он решил отомстить Владимиру, не думая о том, что ранит его чувства. Да, он пытался избежать поединка, но все же не принес извинения и ничего не объяснил другу.

В завершении анализа эпизода дуэли Ленского и Онегина следует написать о том, какое значение для романа имеет сцена. Именно в этом поединке и раскрывается настоящий характер Евгения. Здесь проявляется его духовная слабость, двойственность натуры. Зарецкого можно сравнить со светским обществом, осуждения которого так боится герой.

Смерть Ленского говорит о том, что люди тонкой душевной организации не могут выжить в лживом Они слишком возвышенные, чувствительные и искренние. Стоит отметить, что Евгений Онегин - это собирательный персонаж, который вобрал в себя типичные черты светского общества.

Но как известно читателям, автор не пожалел Онегина, и в литературе он считается циничным героем с черствым сердцем. Он отверг любовь Татьяны, погубил друга, играл человеческими чувствами. А когда раскаялся и осознал, что поступал неправильно, было уже поздно. Онегин так и не нашел своего счастья, его удел - одиночество среди людей, которые ему неинтересны...

Это был краткий анализ эпизода дуэли Онегина и Ленского, в котором раскрывается суть этой сцены в произведении.

Евгений Онегин и Владимир Ленский - две полные противоположности. Неспроста А.С.Пушкин нарекает их "льдом и пламенем". Дружба двух несовпадающих по характеру и мировоззрению молодых людей зарождается случайным образом, ведь оба они оказываются в деревне. Очерствевший к людям, пресыщенный светской жизнью Онегин внезапно увлекается общением с Ленским, близко сходится с ним, в скором времени они становятся друзьями, но в силу неоднозначности натуры Евгения Онегина и горячего темперамента Владимира Ленского такое общение не может продлиться долго.

Повод для дуэли между двумя крепко подружившимися молодыми людьми возникает на именинах Татьяны Лариной. Евгений Онегин ощущает себя неловко, скучает и томится происходящим. А ведь инициатором похода в гости был именно Владимир Ленский. Онегин, рассердившись на друга, повышенное внимание оказывает Ольге Лариной, в которую горячо влюблен Ленский. Мы понимаем, что молодой человек поступает неправильно, ведь даже такой, на первый взгляд, незначительный повод мог повлечь за собой дуэль, и Онегин понимал это. Дальнейшие события развиваются стремительно: В пылу ревности, оскорбленный и опечаленный Ленский вызывает друга на дуэль, Татьяна Ларина видит вещий сон, толкования которому не находит ни в одном соннике, но значение которого открывается на следующий же день.

Евгений Онегин терзается сомнениями. Осознавая свою неправоту, он размышляет над тем, чтобы отказаться от задуманного, но возможное осуждение общества пугает его. Мнение окружающих оказывается для равнодушного, ко всему остывшего Евгения Онегина, дороже крепкой дружбы. Он приезжает на дуэль с опозданием. Жертвой сражения оказывается Ленский, убитый рукою Онегина. Главного героя снова одолевает раскаяние. Он понимает, что можно и нужно было поступить иначе, но несчастного поэта уже ничто не способно вернуть к жизни.

Таким образом, дуэль Онегина и Ленского - один из ключевых эпизодов романа в стихах, направленный на раскрытие внутреннего мира главного героя. Мы понимаем, что Евгений Онегин достоин осуждения, ведь его действия по отношению к юноше жестоки и несправедливы. Молодой человек делает выбор самостоятельно, но победа на дуэли не приносит ему удовлетворения и душевного покоя. Голос совести не позволяет ему остаться в деревне, Онегин вынужден снова отправиться скитаться по свету. Мы делаем вывод, что кровопролитие не было необходимостью, но оно неизбежно должно было произойти, ведь после него Евгений Онегин переосмыслил всю свою жизнь.

Вариант 2

Циничный, пресыщенный Онегин, в глубине души презирающий людей, и возвышенный романтичный поэт Ленский так мало имели общего, что, казалось бы, об их дружбе не может быть и речи. Евгений относится к другу снисходительно, старается не отравлять своими ядовитыми замечаниями восторженности нового знакомого и не лишать его блаженства заблуждения. Однако все вызывает между ними споры и расхождение во мнениях.

Приняв приглашение Ленского на день рождения Татьяны, Евгений начинает тяготиться ограниченностью общества и томными переживаниями именинницы. От скуки и досады он решает отмстить другу, оказывая знаки внимания его невесте Ольге. Оскорбленный поэт требует удовлетворения. Обыкновенная досада и скука становятся причиной нешуточной дуэли, где ставка - жизнь.

Мщение не приносит утешения «чудаку». Он собой не доволен. Евгений осуждает себя за то, что посмеялся над любовью, над юным и чувствительным молодым человеком, который в восемнадцать лет имеет право быть наивным. Исправить положение ему представляется невозможным, так как общественное мнение ценит честь выше жизни человека.

Владимир Ленский, неспособный рассердиться на ветреную возлюбленную, не находит в себе сил даже на упрек. Время перед поединком он проводит с ней. Он грустен и рассеян. Его стихи, посвященные невесте, переполнены тревогой и тоской.

В то время как поэт лишается сна и на место дуэли приезжает первым, Онегин спит, словно младенец. Враги, жертвы светских предрассудков и «ложного стыда», понимая, что примирение равносильно признанию в трусости, решают стреляться. Теперь смерть друга навсегда останется на совести главного героя, а угрызения совести его верными спутниками. Оставив кровавый след, Евгений покидает глухую деревню навсегда, но «окровавленная тень» продолжает ему являться каждый день. Такова цена, которую скучающий герой платит за светские предрассудки.

Сочинение 3

Самым трагичным эпизодом в романе Пушкина “Евгений Онегин” является дуэль между Владимиром Ленским и Евгением Онегиным. До этого рокового события молодые люди были соседями по имениям и неразлучными друзьями. Онегин приехал в деревню из Петербурга, а Ленский - из Германии, где учился. Герои были совершенно разными по характеру, но вопреки всему, постепенно сблизились и каждый день проводили вместе.

Владимир – восторженный романтик и возвышенный поэт был чистым и светлым человеком. Он свято верил в дружбу и любовь. Онегин был полной противоположностью своему другу - пресыщенный светской жизнью, надменный, холодный человек, скептик и прагматик. Тем не менее, он снисходительно выслушивал пылкие речи Владимира, списывая это на его юный возраст. Ленский доверял Онегину все тайны своей души. Он с детских лет был влюблён в Ольгу Ларину и готовился к свадьбе с ней. Владимир познакомил Евгения с семьёй своей невесты. Онегин сказал другу, что на его месте он выбрал бы другую, сестру Ольги – Татьяну, считая его избранницу поверхностной и неинтересной.

День Рождения Татьяны перевернул судьбы главных героев романа. Владимир уговорил Евгения поехать на вечер к Лариным. Онегин чувствовал себя в гостях неуютно после недавнего объяснения с Татьяной. Своё раздражение он перенёс на Ленского и в отместку ему стал ухаживать за Ольгой. Это был очень жестокий поступок со стороны Евгения по отношению к своему лучшему другу. Вспыльчивый и ревнивый Владимир не мог простить такую обиду Онегину, который в одно мгновение разрушил его мир возвышенных отношений в любви и дружбе. Оскорблённый предательством, он в сердцах бросает Евгению вызов на дуэль. Рассудительный Онегин осознаёт слишком поздно, какую глупость он совершил. Он чувствует себя виноватым перед Владимиром, но не может отказаться от вызова в силу предубеждений общества, которое расценит такое решение, как трусость.

Дуэль могла не состояться по многим причинам, но секундантом Ленского был человек сомнительной репутации – Зарецкий. По правилам он должен был попытаться примирить дуэлянтов накануне, однако он этого не сделал. Секундантом Онегина мог быть только человек, равный ему по статусу. В его случае – простой слуга Гильо, что свидетельствует ещё об одном нарушении. Поединок можно было отменить или перенести на другую дату по причине опоздания Онегина на целый час, но этого тоже не произошло. Была возможность ещё одного примирения перед дуэлью, но по вине Зарецкого не состоялось. Все эти обстоятельства привели к страшной трагедии. Соперники сошлись, Онегин первым осуществил смертельный выстрел в Ленского. Так за своё малодушие герой заплатил страшную цену, убив ни в чём неповинного молодого человека. Он был ошеломлён и раздавлен случившимся событием. Его мучили страшные угрызения совести, с которыми предстояло прожить всю оставшуюся жизнь.

Таким образом, Пушкин показал бессмысленность этой дуэли. Онегин был впоследствии наказан за своё лицемерие самой жизнью, так и оставшись неприкаянным, «лишним» человеком в обществе.

Наиболее острая проблема современности - защита того, что нас окружает. Угроза экологической катастрофы нависла над планетой. И многое зависит от того, сможет ли молодое поколение защитить природу от бездумного топора

Начнем с того, что многие любят говорить такую фразу, как: Талантливый человек талантлив во всем. На данном этапе развития, можно не согласиться с эти мнением.

  • Сочинение Татьяна - русская душою по роману Евгений Онегин 9 класс

    Созданный А. С. Пушкиным образ удивительной русской девушки, барышни из провинции, воспитанной няней - крепостной крестьянкой, на народных песнях и сказках, любим многими поколениями.