Автором каких трех произведений является н макиавелли. Никколо макиавелли - биография, информация, личная жизнь

Итальянский ученый, мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли имеет двойственную репутацию. С одной стороны, его часто цитируют и приводят в качестве примера того, как следует управлять государством. А другие считают его крайне циничным советником политиков прошлого, единственным мерилом которого является не мораль, а власть и деньги. В этой статье мы попробуем разобраться, кем же в действительности был этот

Детство и юность

Об этом периоде жизни Никколо Макиавелли, идеи которого мы здесь охарактеризуем, известно не слишком много. Родился он в небольшой деревне, которая находилась на территории тогдашней республики Флоренция. Его отец Бернардо был известным адвокатом. Образование ему давали домашние учителя, но при этом Никколо получил превосходные знания античной классической культуры. Он знал латынь и в оригинале читал таких римских авторов, как Тит Ливий и Цицерон. В молодом возрасте список его интересов возглавили история и политика. Он живейшим образом пытался вмешиваться в события родного города-государства, о чем свидетельствует его переписка с известными деятелями - например, критические замечания по поводу деятельности Савонаролы во Флоренции.

Никколо Макиавелли - биография знаменитости во времена начала политической карьеры

Сохранились портреты и описания внешности этого деятеля Ренессанса. Биографы утверждают, что он был худощав, белолиц, черноволос, с высоким лбом и тонкими губами. Многие упоминают о его язвительной ухмылке. Жизнь этого человека складывалась в очень беспокойное для Флоренции время, когда многие соседние государства, пользуясь политическим моментом, пытались захватить итальянские республики. Не было стабильной власти, чуть ли не каждый месяц происходили перевороты. Уже тогда Макиавелли Никколо стал делать карьеру, пользуясь сомнительными методами. Например, с одной стороны, в частных письмах он критиковал Савонаролу, но свой первый пост на государственной службе занял именно при его поддержке. И когда ригористического монаха сожгли как еретика, Макиавелли тем не менее вновь был переизбран в органы власти, на этот раз благодаря тому, что премьер-секретарь Флоренции, Марчелло Адриани, был его учителем. Первые десять лет шестнадцатого века Никколо совершает дипломатические миссии в разные страны от имени Республики.

Расцвет карьеры

В 1501 году Макиавелли Никколо достиг такого уровня жизни, что смог жениться на представительнице своего социального круга. Брак сложился удачно как экономически, так и в семейном плане. У четы было пятеро детей, а кроме того, Никколо заводил еще любезные отношения с разными красавицами за границей. В 1502 году он познакомился с известным авантюристом и военачальником Чезаре Борджиа, который поразил его своей способностью использовать любой подвернувшийся ему шанс для расширения собственных владений. Год он провел у него на службе. Именно тогда его охватила идея написать трактат об идеальном правителе, который бы смог мастерски добиваться своих целей, независимо от морали. Но когда в 1503 году умер Папа римский Александр Борджиа, отец Чезаре, последний лишился финансовых средств, и Никколо вынужден был вернуться во Флоренцию. Он еще послужил республике некоторыми интригами во время дипломатической миссии в Риме, пытаясь повлиять на политику нового Папы, а затем занимался внутренним устройством Республики и ее обороноспособностью. В частности, он является автором идеи о профессиональной армии (трактат «Диалог о военном искусстве). Эту теорию он успешно воплотил в жизнь во Флоренции, в связи с чем город-государство вернул себе отделившуюся было Пизу.

Изгнание

Торжество Макиавелли Никколо продолжалось до 1512 года. Папа Юлий Второй смог добиться ухода из итальянских республик французских войск, которые в конце пятнадцатого века изгнали из Флоренции известную семью Медичи, правившую городом многие десятилетия. После этого сын Лоренцо Великолепного - Джованни - вернулся в свою вотчину, ликвидировал Республику и начал расправляться с теми, кто выступал против его семьи. Пострадал от этих репрессий и Макиавелли Никколо, которого бросили в тюрьму, обвинив в антигосударственном заговоре, и даже подвергли пыткам. Но в конце концов, он сумел оправдаться и удалился в изгнание, в поместье родителей, где почти до конца своих дней жил в кругу семьи и писал трактаты, которые принесли ему мировую славу. Он вел размеренное существование, гуляя по окрестностям и читая античных авторов. В 1520 году Флоренция вновь вернула своему дипломату государственную должность - на сей раз, историографа. Умер знаменитый деятель в 1527 году в своем имении, но никто не знает, где находится его могила. Его «История Флоренции» пользовалась огромным успехом у соотечественников, в том числе и после смерти автора.

Политические взгляды Никколо Макиавелли

Их сложно охарактеризовать однозначно. Сложилось мнение, что главным для ученого был цинизм, позволяющий добиваться своих целей любыми средствами. В этом есть доля правды, но следует разделять отношение Макиавелли к народу, врагам и оппонентам. Когда Никколо пишет об идеальном правителе, он советует ему опираться на мнение населения, улучшать его жизнь и охранять свободы. Циничную политику лжи он предлагает по отношению к врагам, а жестокость советует применять к тем, кто покушается на власть. Но так в те времена думал не один Никколо Макиавелли. Книги его на тему политики - «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» стали компиляцией господствующих в эпоху Возрождения мнений многих известных людей, в том числе и власть имущих.

Что такое политика

В своих трудах Макиавелли вскрывает подноготную взаимоотношений управителей, народа, институций и законов, а также думает о том, как добиться лучшего функционирования последних. Его можно назвать «отцом политологии», поскольку он первым заявил о том, что это основанная на опыте наука, с помощью которой можно понять прошлое, руководить настоящим и предвидеть будущее. Ученый также полагал, что от личности государя зависит очень многое. Он был сторонником сильной власти и твердой руки, заявляя, что централизованное управление, опирающееся на силу, а мораль использующее только в качестве прикрытия, в конечном итоге лучше для народа, а ради единства страны можно подавлять разрозненность. При этом он недолюбливал низшие слои населения. Народом он считал зажиточных и политически активных горожан, к мнению которых надо прислушиваться. Именно опора на таких людей, которым предоставлены наибольшие свободы, служит основой жизнеспособности государства.

О том, как взять и удержать власть

Какова была любимая тема Никколо Макиавелли? Философия его заключалась в анализе наиболее практичных способов захвата государственной власти и искусства править, то есть удерживать ее как можно дольше. Идеалом для него были античные республики, которые сочетали, по его мнению, любовь к свободе и хорошие законы. Главным в сложном искусстве власти является благая цель - независимость и величие собственного государства. Для ее достижения можно использовать любые средства. Никакая мораль или права не должны становиться на пути у государства, особенно если оно защищает свои интересы. Закон следует почитать до тех пор, пока он соответствует нуждам страны. Если же ради соблюдения государственного интереса или же процветания страны следует его обойти, значит, это нужно сделать. Тем не менее философ не слишком надеется на силовой захват власти, поскольку такое правление нужно будет всегда удерживать с помощью оружия, а это - лишнее разбазаривание сил. Он предпочитал наследственную монархию.

Как нужно управлять

Прежде всего, руководитель государства должен заботиться о том, чтобы подвластное ему население не могло причинить ему вред. Для этого есть два пути - держать его в страхе или осыпать милостями. Бог не играет никакой роли в том, удастся ли государю долго править - это зависит от фортуны. Монархии лучше быть абсолютной. В противном случае правитель все время зависит от воли выборных органов, которые его постоянно будут стеснять. Государь также должен помнить, что его окружают враги как внутри страны, так и за ее пределами. Поэтому ему все время следует быть начеку, быть похожим одновременно на льва и лису. Это сравнение стало самым популярным из всех примеров, приводимых Никколо Макиавелли. Цитаты такого рода, иногда вырванные из контекста, кочевали из одного политического трактата в другой. А сама политологическая концепция автора получила название макиавеллизма.

Литературное и философское наследие

Труды первого политолога эпохи Возрождения изначально стали подвергаться критике. Прежде всего, с ними была не согласна Римско-католическая церковь. Но вовсе не из-за провозглашаемого автором принципа о том, что ради благой цели дозволены все средства, а из-за того, что он лишил клир исключительного права на моральное руководство. Поэтому труды Макиавелли были осуждены на церковном соборе в Тренто и даже включены в «Индекс запрещенных книг». С другой стороны, многие философы, как Жан Боден или Томас Гоббс, отстаивавшие идею централизованного государства, полагали его новатором в политической жизни, человеком, осмелившимся написать правду о том, что и так давно все делают. И действительно, Макиавелли порвал с идеями эпохи Средневековья о том, что человек должен служить Богу, в том числе и на государственной службе, и возвел в центр власть и ее интересы. Политика превратилась в самостоятельную дисциплину, действующую ради практических целей и оправдывающую ради них нарушение законов и аморальные поступки.

Никколо Макиавелли - выдающийся итальянский политический деятель, мыслитель, историк, писатель эпохи Возрождения, поэт, военный теоретик. Он появился на свет 3 мая 1469 г. в дворянской обедневшей семье. Его малой родиной стала деревушка Сан-Кашано, расположенная возле Флоренции. Макиавелли получил хорошее образование, благодаря прекрасному знанию латыни мог читать в оригинале древних авторов, имел прекрасное представление об итальянской классике, но не разделял преклонения гуманистов перед эпохой античности.

Политическая биография Никколо Макиавелли ведет отсчет от 1498 г., он исполняет роль секретаря Второй канцелярии, в том же году его избирают секретарем Совета Десяти, которому предстояло отвечать за военную сферу и дипломатию. На протяжении 14 лет Макиавелли выполнил большое количество поручений правительства, в составе посольств ездил в различные итальянские государства, а также в Германию и Францию, составлял справки и доклады по текущим политическим вопросам, вел обширную переписку. Знакомство с наследием древних, опыт государственной , дипломатической службы стали неоценимым подспорьем в последующем создании социальных и политических концепций.

В 1512 г. Макиавелли пришлось уйти в отставку из-за пришедших к власти Медичи, его как республиканца на год выслали из города, а в следующем году арестовали как предполагаемого участника заговора, пытали. Макиавелли твердо отстаивал свою непричастность, в конце концов его помиловали и выслали в небольшое поместье Сант-Андреа.

С пребыванием в имении связан самый насыщенный период его творческой биографии. Здесь он пишет ряд работ, посвященных политической истории, теории военного дела, философии. Так, в конце 1513 г. был написан трактат «Государь» (издан в 1532 г.), благодаря которому имя его автора навеки вошло в мировую историю. В этом сочинении Макиавелли утверждал, что цель оправдывает средства, но при этом «новый государь» должен преследовать цели, связанные не с личными интересами, а с общим благом - в данном случае шла речь об объединении политически раздробленной Италии в единое сильное государство. Именно неограниченная власть правителя, по мнению убежденного патриота Макиавелли, могла стать единственным способом положить конец бедам его родной страны. Ради этой благой цели справедливостью и нравственностью, интересами граждан и церкви можно пренебречь.

Труды Макиавелли были восприняты современниками с восторгом, пользовались огромным успехом. По его фамилии была названа макиавеллизмом система политики, не пренебрегающая ни одним из способов достижения цели вне зависимости от их соответствия нравственным нормам. Кроме прославившегося на весь мир «Государя», самыми значимыми произведениями Макиавелли считают «Трактат о военном искусстве» (1521), «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия» (1531), а также «История Флоренции» (1532). Эту работу он начал писать в 1520 г., когда его вызвали во Флоренцию и назначили историографом. Заказчиком «Истории» выступил Папа Климент VII. Кроме того, будучи личностью разносторонне одаренной, Никколо Макиавелли писал художественные произведения - новеллы, песни, сонеты, поэмы и др. В 1559 г. его сочинения были внесены католической Церковью в «Индекс запрещенных книг».

В последние годы жизни Макиавелли предпринимал немало безуспешных попыток снова вернуться у бурной политической деятельности. Весной 1527 г. была отклонена его кандидатура на пост канцлера Флорентийской республики. А летом, 21 июня того же года, находясь в родной деревеньке, выдающийся мыслитель скончался. Место его захоронения не установлено; во флорентийской церкви Санта-Кроче есть кенотаф в его честь.

Творчество и личность (1469-1512) постоянно вызывали интерес у политологов и исследователей. Видный политический деятель эпохи позднего итальянского Возрождения, Макиавелли занимал большой пост в управлении Флорентийской республики, будучи секретарем Сеньории, канцлером Десяти. Занятию этой должности предшествовал опыт решения юридических дел в высоких инстанциях. Макиавелли был организатором и участником военной компании и инициатором создания республиканского ополчения.

Политическое мировоззрение Макиавелли складывалось в условиях гибели республики и первых шагов абсолютизма. Именно поэтому образ мышления и личность политического деятеля эпохи позднего Возрождения были столь противоречивы. Считая лучшей формой государства республику, Макиавелли постепенно склоняется к мысли, что для объединения Италии и защиты ее от внешних врагов необходима сильная, неограниченная, «чрезвычайная власть» - диктатура государя.

Прообразом идеала правителя для Макиавелли стал Цезарь Борджа - герцог Валентино - жестокий, решительный и проницательный правитель, не считающийся с моралью. Исследователи наследия Макиавелли обвиняли его во введении аморальности в принцип политики, и одной из целей данного реферата является доказательство того, что Макиавелли не идеализировал авторитарное правление, а скорее исследовал сущность единовластия и методов его установления.

Макиавелли и его политические идеи привлекли к себе внимание уже в ХУ1 веке. И если как литератор и автор пьесы «Мандрагора» он был признан выше Боккаччо, то судьба его политических исследований была печальна: многие его книги были запрещены, за их хранение инквизиция подвергала пытке. Однако интерес к его произведениям и их интерпретация были велики настолько, что привели к распространению мнения о Макиавелли как о проповеднике метода вседозволенности в политике, оправдывающего любой аморальный поступок правителя, апологете идеи «цель оправдывает средства».

Современная политология опирается на опыт исследователей творчества Макиавелли. Одним из первых русских исследователей политического наследия великого итальянца был А.С. Алексеев. Он первый из отечественных исследователей творчества великого флорентийца обратил внимание, что не все приписываемые ему воззрения соответствовали смыслу его учения: «Целый ряд мыслей Макиавелли, всего ярче освещающих его политические убеждения и философскую подкладку его учения, или остались по сие время незамеченными, или ложно истолковывались» (Алексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель. М, 1890, с. У1).

Монография В. Топор-Рабчинского «Макиавелли и эпоха Возрождения» показывает, какой беспощадной критике подвергает он коварство и жестокость тиранов, как ищет идеальный тип государя, который установил бы правосудие, порядок и независимость от чужеземцев.

Исследование В.И. Рутенбурга «Жизнь и творчество Макиавелли» (Л., 1973) наиболее полно выражает современную точку зрения на противоречивое творчество политического мыслителя, доказывает, что многое, из чего произрос «макиавеллизм», домыслено за него более поздними последователями.

Исходным моментом в учении Макиавелли о лучшем устройстве современного общества является принцип реалистической оценки действительности. Не бог и не фортуна, по его мнению, а лишь глубокий трезвый анализ обстоятельств и умение перестроить действия в соответствии с реальной ситуацией могут обеспечить правителю успех во всех его начинаниях. Этой мыслью проникнуты все политические рекомендации Макиавелли. Основанием этому служит не только античная история, примеры из которой широко использованы в его трудах, но и сама итальянская действительность. Изучение жизненной ситуации, конкретных обстоятельств должны определять поступки людей, если они стремятся к счастью и благополучию. Даже судьба не может нарушить этого принципа, ибо ее возможности равны возможностям человека: « Я полагаю, что весьма возможно, что судьба управляет половиной наших действий, но вместе с тем думаю, что она оставляет по крайней мере другую их половину на наш произвол». Макиавелли чужд предрассудков, но предлагает верить в судьбу. Он действительно признает силу судьбы (fortuna), точнее, обстоятельств, которые заставляют человека считаться с силой необходимости (necessita).Но судьба, согласно Макиавелли, лишь вполовину властна над человеком, влияя на его действия, ход и исход событий. Человек может и должен бороться с окружающими его обстоятельствами, с судьбой, и вторая половина дела зависит от человеческой энергии, умения, таланта. Заключая рассуждения о роли судьбы в жизни человека, Макиавелли подчеркивает важность оценки обстоятельств: « При изменчивости судьбы и при постоянстве образа действий людей они могут быть счастливы только до тех пор, пока их действия соответствуют окружающим им обстоятельствам; но едва это нарушается, люди тотчас же делаются несчастными».

Итак, попытаемся разобраться, что же привело Никколо Макиавелли, видного деятеля республиканской Флоренции к выводу и открытой пропаганде единоличной формы правления. Как было сказано выше, опираясь на исторический опыт с античных времен до современности, Макиавелли подверг анализу устройство итальянских государств и, как реалистический политик безусловно республиканского толка, попытался установить общие законы политической жизни. Он приходит к выводу, что главный закон политической жизни - постоянное изменение форм правления: «...рождаются различные виды правительств, которые могут проходить через много раз повторяющиеся изменения». Опыт современных итальянских государств наталкивает его на мысль, что « принципат легко становится тиранической формой правления, власть оптиматов с легкостью становится правлением немногих, а народ без труда склоняется к вольному поведению». Выведенный Макиавелли закон циклизма форм правления утверждает: исторический процесс, смена форм государства происходит не по желанию людей, а под влиянием непреложных жизненных обстоятельств, под «воздействием действительного хода вещей, а не воображения».

Макиавелли был первым из мыслителей Возрождения, мыслителем нового типа, кто провозгласил естественную необходимость смены форм правления. «Если идея замкнутого круга исторического процесса была созвучна условиям Италии позднего Возрождения, более плодотворным и перспективным оказался тезис Макиавелли о неизбежном движении и даже диалектическом перерастании (буквально «соскальзывании») различных форм государства в свою противоположность, независимо от добродетельных или порочных средств». (Рутенбург, с. 368)

Одной из характерных черт итальянского Возрождение было реалистическое отношение к действительности, и эта черта в полной мере свойственна творчеству Николло Макиавелли. Как прогрессивный политический деятель своей эпохи, Макиавелли мечтал о воссоединении Италии в единое государство, свободное от диктата папства и своеволия чужеземцев. По его мнению, единственный способ в достижении этой цели - установление твердой власти. Фактически этому и посвящен «Государь», последняя глава которого в общей форме призывает к борьбе за ликвидацию господства варваров-чужеземцев и спасению Италии.

Макиавелли дает четкое определение причин слабости Италии - виновником политической раздробленности страны он считает папство. Признавая религию в качестве инструмента, способствующего укреплению государства, Макиавелли тем не менее отмечает, что причиной краха является церковь, «именно церковь держала и держит нашу страну разобщенной».

Вряд ли можно счесть «Государя» пособием по объединению страны - политические и экономические предпосылки позволят сделать это лишь три века спустя - но из письменных трудов можно предположить, что Макиавелли предполагал объединение Италии в форме конфедерации. «Опыт истории, наблюдения самого Макиавелли политической жизни и форм правления Франции, папства, германских земель, синьорий и республик Италии, очевидно, убедили его в нереальности содружества отдельных итальянских государств и необходимости твердой власти хорошо организованных республик» (Рутенбург, с. 368) Идеалом Макиавелли было республикански-синьориальное правление, примером которому служили периоды «смешанного правления» Ликурга в Спарте и римские образцы. Деятельность Цезаря Борджа, Франческо Сфорца, Медичи, венецианских патрициев, возглавляемых дожем, позволило обобщить опыт итальянской тирании ХУ века: «...кто борется за управление народом, путем ли республиканским или через принципат, и не беспокоится о том, что существуют враги нового строя, образует государство весьма недолговечное». (Макиавелли, «Государь», с. 47).

Всякий человек, а тем более государь, должен поступать в зависимости от того, какие требования выдвигает действительность. Деятельность государя должна анализироваться в связи с конкретными обстоятельствами, ибо от этого зависит ее успех. Именно во имя принципа соответствия действий требованиям времени Макиавелли допускает возможность нарушения государем этических норм: «Государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам и, как я сказал выше, если возможно не избегать честного пути, но в случае необходимости прибегать к бесчестным средствам». (гл. ХУ111).

Правитель должен придерживаться принципа твердой власти, использовать любые средства для упрочения государства и в необходимых случаях проявлять жестокость. Последовательно проводя этот принцип, Макиавелли приходит к оправданию аморальности - если игнорировать цель, во имя которой он санкционирует аморализм государя. А цель эта - благополучие государства, а в условиях Италии - создание сильной единой политической власти. Этим Макиавелли как бы низводит высокую политику на реальную земную почву.

Макиавелли разделял веру большинства гуманистов в творческие возможности человека. Лишенная всякой абстрактности, его вера обладает практической целеустремленностью. Идеал человека воплощен у Макиавелли в образе сильной, политически активной личности, способной создать хорошо устроенное государство, где интересы народа и действия правителя находятся в полном согласии. Общество нуждается в сильной личности, и поэтому ее деяния должны быть направлены на общее благо: «необходимо, чтобы воля одного давали государству его порядок и чтобы единичный ум распоряжался всеми его учреждениями... Ни один умный человек не будет упрекать его, если при устроении государства или при учреждении республики он прибегнет к каким-нибудь чрезвычайным мерам». (Макиавелли, соч, т.1, с.148, М., 1934).

Никко́ло Макиаве́лли (правильнее: Никколо́ Макьяве́лли) (Nicolas Machiavel, итал. Niccolò Machiavelli; 3 мая 1469 — 21 июня 1527), итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для её укрепления («Государь», опубл. в 1532). Автор военно-теоретических трудов. Автор идеи о всеобщей воинской обязанности (в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии).

В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели.

Макиавелли поддерживал идею объединения Италии в единое государство, считая, что в этом деле "цель оправдывает средство". Многие неправильно понимают эту фразу, потому что она вырвана из текста.

Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами.

Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетаются демократический, " аристократический и монархический элементы власти.

Биография

Никколо Макиавелли родился в Сан Каскиано в Вал ди Песе деревне рядом с городом — государством Флоренция, Италия, в 1469, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (1426—-1500), адвоката, и Бартоломмеа ди Стефано Нели. Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики. Макиавелли родился в шумную эру, в которую Римский папа мог вести армии, и богатые города — государства Италии падали один за другим в руки иностранной Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянной перемены союзов, наемников, переходивших на сторону соперников без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительно в течение этого беспорядочного переворота было Падение Рима (1527). Богатые города, типа Флоренции и Генуи перенесли примерно то же, что и Рим двенадцать столетий назад, когда он был сожжен германской армией.

Макиавелли появился на государственной службе как клерк и посол в 1494. В тот же самый год Флоренция восстановила Республику и удалила семью Медичи, правителей города в течение почти шестидесяти лет.

Маккиавелли был помещен в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Между 1499 и 1512 он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору в Риме. C 1502 до 1503 он был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твердость, а подчас и жестокость.

В 1503—1506 гг, Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Он не доверял наемникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Макиавелли, игравший существенную роль в правительстве республики, оказался в опале, в 1513 он был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant"Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии. Макиавелли умер в Сан-Кашьяно, в нескольких километрах от Флоренции, в 1527. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции.

Machiavelli), Никколо ди Бернардо (3 мая 1469 – 22 июня 1527) – итал. политич. мыслитель, обществ. деятель и писатель. Происходил из обедневшей флорентийской дворянской семьи нотариуса. Противник Медичи, фактич. государей Флоренции, М. встал на сторону республиканцев и выполнял во время республики ответств. внешнеполитич. поручения. После реставрации Медичи (1512) был арестован и выслан в свое поместье близ Флоренции, где написал большинство произведений. Один из ранних бурж. идеологов, М. стремился обосновать теорию бурж. гос-ва с т. зр. этики, философии и права, основанных на принципе единой, неизменной природы человека. Он пытался раскрыть законы обществ. развития, не прибегая к теологич. идее; отмечал влияние климата на нравы людей. Значительно раньше Гоббса М. выводил необходимость гос-ва из эгоистич. природы человека, из его стремления к личному интересу и к самосохранению. Из этого стремления вытекает, по его мнению, необходимость насилия над людьми для обуздания эгоизма и установления порядка. Эту функцию насилия и выполняет гос-во. М. подошел к идее объективной закономерности обществ. развития, к-рую называл "фортуной" и считал, что человек, как разумное существо, может познать ее, а познав – направить "закон" на благо человечества. М. был уверен в победе разумного начала в человеке, а поэтому считал, что все историч. развитие общества идет "от несвободы к свободе", от жестокого насилия к победе гуманности. Борьба людей за свои интересы выражается полнее всего в приобретении собственности и ее защите. На этой почве развивается борьба между "народом" и "высшими классами", к-рая способствует обществ. прогрессу, как это стремился показать М. на примере истории Флоренции. Само существование в обществе богатых и бедных является, по М., естественным и должно быть сохранено при условии ограничения чрезмерного обогащения и ликвидации крайней нищеты. Являясь защитником бурж. собственности, М. резко критиковал феод. строй, а также христианство с его проповедью смирения и непротивления злу. Он осуждал богатство и светскую власть папства как препятствия к развитию новых экономич. отношений, нац. объединения и культуры. В то же время М. боялся самостоят. действий народа. Политич. идеалом М. была умеренно демократич. республика, но ее осуществление в современных ему условиях политич. раздробленности Италии М. считал невозможным. Только после завершения нац. объединения Италии и изгнания иноземных захватчиков следует, по его мнению, постепенно переходить к организации республики. Нац. объединение Италии М. связывал с деятельностью сильного государя, к-рый во имя этой великой цели может применять по отношению к врагу все средства – вероломство, убийство явное и тайное, обман и т.д. Образцом такого политич. деятеля для М. являлся Чезаре Борджа, прославившийся аморализмом и политич. предательством. Взгляды М. оказали сильное влияние на мн. социологов, политич. писателей и практич. политич. деятелей 17–18 вв., опиравшихся на него в защите абсолютизма против идеи суверенитета народа. Реакц. бурж. историки и государствоведы эпохи империализма и особенно фашистские теоретики использовали макиавеллизм, не учитывая особенностей историч. и нац. обстановки его времени. Они выдвигали на первый план защиту М. единоличной власти князя, полностью замалчивая его респ. идеал гос-ва, к-рое придет на смену единовластия. Вопреки ясно выраженному убеждению М. в независимости социально-политич. строя от законов морали и религии, реакц. бурж. историографы отождествляют философию истории М. с волюнтаризмом Ницше и Шпенглера. Марксистские историки и философы в оценке М. опираются на положения Маркса о том, что у М. "...теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...", "...был выдвинут лишь постулат самостоятельной трактовки политики" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 314), что М. относится к числу тех, к-рые "...стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии" (Маркс К., там же, т. 1, с. 111). Глубокому анализу взглядов М. посвятил многие свои заметки Грамши (Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 55; т. 3, 1959, с. 125–29 и 160–61), рассматривавший М. как крупнейшего передового мыслителя Италии. З. Мелещенко. Ленинград. Соч.: "Государь" или "Князь" ("Il Principe") – гл. соч. М., закончено в основном к 1513 г., дописывалось, вероятно, в течение 1514–1515, издано впервые во Флоренции и Риме в 1532 на итал. яз. На яз. оригинала – итальянском – она издавалась десятки раз, отдельно, в т.ч. Roma, 1955, и в собр. соч. Лат. пер. книги издавались в Базеле (1560 и др.) и др. городах. Первый франц. перевод издан Ж. Гогори в 1544. Последний – 1956. Англ. переводы: первый – L., 1640, посл. – L., 1954; Chi., 1955. Первый нем. перевод – Fr.–Lpz., 1745, последний – Stuttg., 1955. Исп. пер. – Md., 1821,последний – Md., 1957. В 1920 в Барселоне вышел каталанский перевод. Имеются переводы на: швед. – 1757, 1867, Stockh., 1914, норв. – Kristiania, 1898, Oslo, 1948, дат. – Kbn., 1876, голл. – Hague, 1940, Amst., 1955, польск. – Kr., 1868, Lw.–Warsz., 1920, чеш. – Praha, 1873, 1901, болг. – С., 1933, венг. – Pest, 1848, Bdpst, 1906. Рус. пер. – одновременно (СПБ, 1869) под названием "Государь" (пер. Н. Курочкина) и "Монарх" (пер. Ф. Затлера). Н. Курочкин переводил с франц. версии, повторяя ее ошибки, Ф. Затлер – с нем., его перевод также несовершенен. В 1900 вышло сокр. изложение А. Пресса, в 1910 – перевод С. М. Роговина (Москва). Лучшее рус. изд.: "Князь" – в кн.: Соч. М., М.–Л., 1934, переводчик – М. С. Фельдштейн, примеч. составил А. Дживелегов. Л. Азарх. Москва. Opere, Mil.–Napoli, 1954; Opere, v. 1–2, 6–, , 1960–1961 –; в рус. пер. – Соч., т. 1, М.–Л., 1934; Мандрагора, Берлин, 1924; О военном искусстве, М., 1939; Рассуждения на 1 декаду Тита Ливия, СПБ, 1869. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, 3, 13, 14, 15, 16; их же, Соч., т. 22, М.–Л., 1929 (см. Указатель имен); Архив Маркса и Энгельса, кн. 4, М.–Л., 1929; История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 72–75; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового времени, т. 1, М., 1958; История политич. учений, 2 изд., М., 1960; Виллари П., Н. М. и его время, пер. с итал., т. 1, М., 1914; ?ommasini О., La vita e gli scritti di N. Machiavelli..., v. 1–2, 2 ed., Roma, 1911; Orsini ?., Bacone e Machiavelli, Gen., 1936; ?orsa ?., Il prinzipio della forza nel pensiero politico di Niccolo Machiavelli, Mil., 1936; Whitfield J. H., Machiavelli, Oxf., 1947; ?orsa ?., N. Machiavelli, Mil., 1949; Gramsci ?., Note sul Machiavelli, sulla politica e sullo Stado moderno, Torino, 1949; К?оskowska ?., Machiavelli jako humanista..., L?d?, 1954; Prezzolini G., Machiavelli anticristo, Roma, 1954; Ridоlfi R., Vita di N. Machiavelli, 2 ed., Roma, 1954; Butterfield H., The statecraft of Machiavelli, L., 1955; M?bus G., Die politischen Theorien von den Anf?ngen bis zu Machiavelli, K?ln-Opladen, ; Sasso G., N. Machiavelli. Storia del suo pensiero politico, Napoli, 1958; Сhabod F., Machiavelli and the Renaissance, L., 1958. З. Мелещенко. Ленинград.

Отличное определение

Неполное определение ↓