Современные технологии степени зависимости человека от ит. Как осознать свою зависимость от технологий, и что с ней делать

Зависимость от технологий

Почему и наркоманов, и компьютерную публику называют «подсевшими»?

Клиффорд Столл, астроном и писатель

Грузовик «Юнайтед Парсел Сервис » останавливается перед домом, и вы теряетесь в догадках, что же курьер Том привез на этот раз. Может быть, очередной кухонный комбайн - у вас их уже два, но этот наверняка лучше! Или те фантастические ботинки, купленные на eBay? Что с того, что они на размер меньше, - сами разносятся… Вы провожаете Тома взглядом и жестом просите его оставить посылку у двери, поскольку не собираетесь вскакивать из-за компьютера прямо сейчас. Аукцион на eBay подходит к концу, а вам непременно нужны именно эти джинсы! Они не в пример симпатичнее ваших нынешних - почти такие же, но все-таки чуть посветлее. Вот только какой-то урод целый день все задирает и задирает ставки. Это в аукционе самое захватывающее: дать другим почувствовать, что они уже выиграли, и в последние секунды внезапно утроить сумму. Достаточно было заплатить всего на пять долларов больше самой высокой ставки вашего конкурента, но наконец-то они узнают, какие они жалкие неудачники! Три, два, один… Сработало! Теперь вы гордый обладатель уже одиннадцатой пары джинсов классического покроя.

Самое время поискать те лоты, которые вас обычно интересуют: три типа туфель, четыре марки одежды, фарфор на каждый день, фарфор для гостей, лыжный костюм, детская одежда… Ничего такого, что заслуживает ставки, поиск не выдает. Тогда вы отправляетесь на любимые сайты интернет-магазинов: распродажа белья, распродажа ламп, распродажа мебели, но снова ничего интересного. В поле зрения попадают часы, и тут вы понимаете, что прошло уже пять часов! Муж и дети скоро вернутся домой, пора готовить ужин. Но, главное, надо успеть спрятать ту коробку за дверью - что бы в ней ни было. Вся надежда на поздний вечер: когда все улягутся спать, на eBay появится что-нибудь новенькое…

Говоря «зависимость», мы обычно подразумеваем наркотики или алкоголь. Однако те же нейронные сети мозга, превращающие людей в алкоголиков и наркоманов, отвечают за навязчивые привычки, связанные с новыми технологиями, которые вызывают почти такую же зависимость и, в перспективе, разрушительны для личности. Практически все действия, что так нравятся людям, - есть, делать покупки, заниматься сексом, играть - могут вызывать психологическую и физиологическую зависимость. Однако постоянная доступность Интернета и сетевая анонимность породили новый класс навязчивых привычек, возникших благодаря Всемирной сети и другим цифровым технологиям.

Смотрим ли мы новое реалити-шоу по телевизору или ищем в Google старое, мозг и другие органы автоматически откликаются на град новых стимулов, который обрушивается на нас с экрана. Пульс замедляется, сосуды в мозгу расширяются, кровь отливает от главных мускулов. Эта физиологическая реакция помогает мозгу сосредоточиться на психических стимулах. Из-за быстрой смены и чередования образов наша «ориентировочная реакция» сменяется лихорадочной активностью: мы продолжаем смотреть на экран, но в итоге вместо новой дозы стимулов приходит усталость. После такого марафона способность концентрироваться падает, и многие люди жалуются на чувство опустошенности - как если бы из них «высосали энергию». Несмотря на такие побочные эффекты, трудно не поддаться искушению компьютером и телевизором, и мозг - в особенности юный - с легкостью «подсаживается» на это. В наше время компьютерные игры продаются на ура.

Интернет-зависимые признаются, что испытывают всплеск хорошего настроения, или «кайф», уже в момент запуска компьютера . Пик удовольствия - посещение любимых сайтов. Если у вас зависимость от шопинга, то для сильного возбуждения достаточно пролистать рекламные объявления, достать кредитку из бумажника или оказаться на распродаже. Эйфория приходит даже раньше, чем вы предпримите конкретные действия. Виной тому - особые химические процессы в мозгу, которые управляют вашим поведением в диапазоне от едва выраженной тяги к чему-нибудь заманчивому до полномасштабной зависимости. За этими реакциями стоит дофаминовая система мозга . Нейротрансмиттер дофамин - сигнальная молекула, которая регулирует все, что связано с наказаниями, наградой и исследованием нового.

Эйфорию вызывает именно дофамин. Алкоголь, метамфетамин или интернет-казино запускают в мозгу один и тот же химический процесс. Жертва зависимости, оказавшись без своего наркотика, вынуждена с навязчивым упорством вожделеть и искать его. Когда вы пьете виски или расплачиваетесь кредиткой, дофамин передает сигналы в центр удовольствий мозга, заставляя жертву зависимости повторять навязчивые действия снова и снова. Даже если они не доставляют прежнего удовольствия. Даже если жертве зависимости хорошо известно про все негативные последствия.

«Награды» дофаминовой системы - мощная сила, с которой знакомы даже те, у кого зависимости нет. Исследования показывают, что добровольцы, увлеченные компьютерной игрой, вызывающей такую зависимость, играют без остановки, как бы вы ни старались их отвлечь. Дофаминовая система помогает им не обращать внимания на шум и чувство дискомфорта. В более давних работах было показано , что во время еды и занятий сексом уровень дофамина подскакивает. Можно только вообразить, какой выброс дофамина вызывает интерактивная компьютерная игра с сексуальными мотивами (а такие игры, разумеется, существуют).

Когда интернет-зависимость овладевает человеком, «командный пункт» мозга, передняя поясная кора, теряет над ним контроль . Эта область в передней части мозга отвечает за принятие решений и способность рассуждать. Чтобы побороть зависимость, нужно не только загнать дофаминовую систему в рамки, но и подстегнуть работу передней поясной коры.

НА КРЮЧОК МОЖЕТ ПОПАСТЬСЯ КАЖДЫЙ

Интернет-зависимости подвержены люди в любом возрасте: и 30-40-летние домохозяйки, и тинейджеры, и 50-летние бизнесмены, и студенты, и даже дети, которым нет и десяти. Каждый рискует оказаться на крючке у веб-приложений. В феврале 2007 года газета Los Angeles Times опубликовала такую историю. Сотрудника крупной компьютерной компании, который 19 лет проработал без нареканий, уволили за то, что во время перерывов он посещал секс-чаты. Сам сотрудник, женатый человек с двумя детьми, оправдывался тем, что секс-чат позволяет ему снять стресс, который его не покидает со времен войны во Вьетнаме. В момент выхода статьи его иск по поводу незаконного увольнения рассматривал суд.

Многие дети и подростки, возможно, и не страдают зависимостью в буквальном смысле, однако новые технологии мешают им ясно мыслить. Передняя поясная кора в их мозгу сдается под натиском дофамина, когда они обмениваются эсэмэсками с друзьями. SMS-переписка за рулем (особенно если этим занят водитель-подросток) очень часто становится причиной автомобильных аварий со смертельным исходом. Хотя SMS и отвлекают куда сильней, чем обычный разговор по телефону, в США по состоянию на июль 2007 года только малая часть штатов объявила переписку за рулем противозаконным занятием.

У топ-менеджеров есть особый повод не выпускать свои Blackberry из рук - это игра под названием BrickBreaker . Адвокаты, банкиры и менеджеры хедж-фондов признаются, что «подхватили брик-манию». Игрок двумя клавишами перемещает влево и вправо специальную платформу, чтобы отскочивший от нее мяч сбил очередной кирпич в верхней части экрана. Многие делятся своей стратегией в чатах, хвалятся рекордами и не скрывают восхищения перед брик-гуру, которые набрали больше миллиона очков. Топ-менеджеры сознаются, что играют во время «конференций по телефону» и занятий спортом, и многих игра затянула настолько, что они вынуждены были удалить ее со своих коммуникаторов, поскольку не могли устоять перед соблазном поиграть на рабочем месте.

Недавнее исследование, проведенное в Стэнфордском университете, показало, что 14 процентов пользователей компьютера пренебрегают школой, работой, семейными обязанностями, едой и сном ради того, чтобы побыть в Сети . Интернет на глазах становится главным развлечением и источником информации и вскоре может стать популярней традиционного телевидения.

Сообщается, что студенты, которым трудно приспособиться к жизни в кампусе , особенно часто пользуются Интернетом, чтобы снять стресс. Вместо того чтобы преодолеть трудности в непосредственном общении с однокашниками, они находят утешение в социальных сетях, переписке по электронной почте, интернет-мессенджерах и чатах. Сетевую жизнь проще обустроить, чем реальную. Более 18 процентов студентов страдают интернет-зависимостью, а еще 58 процентов жалуются, что чрезмерное увлечение Интернетом мешает им учиться и посещать занятия и в итоге сказывается на их оценках.

Зависимость вызывает не Интернет сам по себе , а какое-нибудь конкретное занятие в Сети. Люди «подсаживаются» на поиск по базам данных, онлайн-знакомства, интернет-магазины, порносайты - или даже на проверку собственной почты. Других удерживают в Сети онлайн-казино, интернет-трейдинг, компьютерные игры и ICQ.

Даже если у вас нет зависимости от Интернета и родственных технологий, они непрерывно вас заманивают - и в конце концов могут заманить. Чтобы узнать, нет ли у вас такой проблемы, стоит заглянуть в опросник, посвященный зависимости от технологий (см. главу 6).

Новые технологии так манят нас, потому что дают нам иллюзию контроля над ситуацией. Компьютер быстро и послушно исполняет наши команды. Мы можем включить его или выключить, когда захотим. А можем перезагрузить или отправить в спящий режим. Мы вольны распоряжаться своим сетевым общением или, если захочется, вовсе не общаться в Сети.

Однако у тех, кто подвержен зависимостям, это чувство будет обманчивым. Экран, клавиатура и мышь становятся частью человека - особой пуповиной из «железа» и «софта», которая связывает его с огромным миром, где всех объединяет Интернет. Активные пользователи признаются, что в Сети они ощущают себя анонимными и абсолютно свободными, а потому предельно откровенны и делятся со своими интернет-друзьями самыми сокровенными подробностями о своей жизни - в обычной, реальной, действительности они бы такое ни за что себе не разрешили. Многим доставляет удовольствие выступать в Сети от имени вымышленных персонажей. Однако не все отдают себе отчет в том, что, если писать в Интернете про свои мысли и чувства, эта информация становится публичной раз и навсегда - и доступна не только друзьям и членам семьи, но и, к примеру, коллегам или тем, кто будет нанимать вас на новую работу. И, разумеется, людям, которые не разделяют ваших интересов. Блоги становятся все популярнее, и вот уже начальники начинают следить за дневниками своих подчиненных и, не колеблясь, увольняют тех, кто своими записями ставит под удар имидж компании или бренда.

Майкл Хэнском, сотрудник Microsoft из Сиэттла, однажды заметил, что на корпоративный склад привезли несколько компьютеров Power Mac G5 производства Apple. Пусть даже Microsoft и пишет программы для Apple, и просто проявляет интерес к технологиям конкурентов, Хэнскому показалось забавным увидеть «маки» по пути в офис своей компании. Фото он вывесил в своем блоге с комментарием «Кажется, кому-то из Microsoft достались новые игрушки». На следующий день он был уволен.

И блоги, и интернет-шопинг грозят зависимым людям самыми разнообразными неприятностями, не обязательно связанными с работой. Зависимость не приобретают за одну ночь: особенности поведения, вызванные формированием привычки, накапливаются постепенно. Обычно бывает так: сначала человек выходит в Интернет от случая к случаю, но эмоциональный отклик и время, проводимое в Сети, растут и мозгу требуется все большая доза дофамина. Вскоре возникает психологическая зависимость, которая заставляет человека испытывать дискомфорт, если он не в Интернете. Затем у человека развивается привыкание к Сети. Теперь пользователь испытывает потребность проводить больше времени онлайн и, возможно, искать более увлекательные сайты. По-настоящему зависимые люди отказываются признавать, что им трудно контролировать свои действия в Сети. Даже если они проводят за компьютером не так много времени, тяга к Интернету мешает вести нормальную жизнь в реальном мире - работать, общаться с семьей и поддерживать отношения с другими людьми.

Причины зависимости у каждого свои . Многое определяют гены. Кто-то наследует склонность «подсаживаться» на что угодно, а Интернет полон теми же соблазнами, что и реальный мир: здесь тоже есть азартные игры, еда, секс и шопинг. Кто-то ищет в Интернете убежища от депрессии, страхов, скуки или конфликтов с другими людьми. Многие подростки подсаживаются на интерактивные сетевые развлечения - чаты, социальные сети, компьютерные игры - просто под давлением сверстников.

Специалисты по аддиктивному поведению говорят , что для интернет-зависимых людей характерны перепады настроения, привыкание, «ломка» и рецидивы (см. врезку). По некоторым оценкам, 10 процентов всех пользователей удовлетворяют критериям зависимости, которые в той же мере годятся для патологических игроков геймеров и жертв шопинг-зависимости. Вспомним: подсаживаются не на вещества - будь то наркотики, алкоголь, никотин или еда, - а на процесс. Однако если наркоман, алкоголик или обжора, решивший бороться с дурной привычкой, надеется окончательно «завязать» со своим порочным занятием (питание, разумеется, в расчет не берем), то интернет-зависимые стремятся просто реже выходить в Сеть. Кстати, недавно Американская ассоциация медиков порекомендовала дополнительно исследовать такой вопрос: стоит ли вносить интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в перечень официальных диагнозов ?

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ КРИТЕРИИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Следующие условия являются необходимыми:

Озабоченность: человек размышляет о прежних сеансах выхода в Интернет или непрерывно думает о том, когда такая возможность представится в следующий раз;

Привыкание: чтобы получить удовольствие от выхода в Сеть, с каждым разом требуется все больше времени;

Утрата контроля: человек не способен окончательно прекратить пользоваться Интернетом или проводить в Сети меньше времени;

Синдром отказа: попытки прекратить пользоваться Интернетом или проводить в Сети меньше времени вызывают всплеск беспокойства, раздражительности и тому подобные перепады настроения;

Длительное пребывание в Сети: человек регулярно проводит в Сети больше времени, чем задумывал;

Вдобавок к этому должны выполняться одно или несколько следующих условий:

Упадок сил: пользование Интернетом ведет к потере работы, разрыву близких отношений с кем-либо, мешает карьерному росту и учебе;

Маскировка: пользователь лжет другим, чтобы скрыть, чем он занимается в Интернете;

Бегство от реальности: в Сети человек ищет утешения, прячется от проблем или пытается избежать трудностей общения лицом к лицу.

Интернет-зависимые, как правило, проводят в Сети сорок и более часов в неделю - и это не считая работы за компьютером в офисе . Если сосчитать, сколько часов отнимают еда, работа, дорога в офис и обратно, переодевание и душ, то на сон остается от четырех до пяти часов в сутки. Потом пользователь проснется и снова усядется за клавиатуру. Когда знакомые и родственники спрашивают, сколько времени те проводят в Сети, интернет-зависимые, как правило, лгут и начинают защищаться. Апатия, подавленность, страх, беспокойство, усталость, раздражительность и затуманенное сознание - обычное для таких людей состояние.

У интернет-зависимости есть не только психическая, но и физическая сторона . У тех, кто слишком долго глядит в монитор, устают глаза, немеют мышцы и часто болит голова. Буквы на экране выглядят менее четкими, чем на бумаге. Контрастность монитора обычно ниже, чем следует, а блики от глянцевого экрана затрудняют восприятие. Регулярное пользование компьютерной мышью вызывает тендинит (дистрофию тканей сухожилия) и спазмы мышц кисти и плеча. Поскольку и зрение, и подвижность суставов с возрастом ухудшаются, у пожилых людей эти симптомы развиваются с большей вероятностью, хотя от злоупотребления компьютером они могут проявиться в любом возрасте. В недавней работе было показано, что подростки, которые проводят за компьютером более двух часов в сутки, чаще жалуются на боли в плечах, шее и нижней части спины.

ОДЕРЖИМЫЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТОЙ

Теперь, когда для большинства из нас войти в Сеть в любой момент не проблема, многие предпочитают узнавать новости не из газет и журналов, а в Интернете. Те же люди непрерывно проверяют свою электронную почту, одновременно занимаясь еще множеством дел в Сети. Мобильные устройства позволяют читать имейлы во время деловых встреч, корпоративных выездов на природу, школьных футбольных матчей (куда родители со своими гаджетами приходят поболеть за детей) и даже во время службы в церкви. Среди руководителей компаний, включенных в список Fortune 500, есть такие, которые за игрой в гольф проверяют почту после каждого удара клюшкой. Более того, некоторые люди соглашаются проводить отпуск только там, где высокоскоростной Интернет доступен в любой момент времени.

Многих из нас проверка электронной почты затягивает настолько, что становится оперантным условным рефлексом - это значит, что поведение определяют его последствия (см. . Проверяя почту, вы получаете прерывистый положительный отклик. Время от времени почта приносит хорошие новости: объявился старый знакомый, прислали забавный анекдот или на ваш запрос пришел ответ, которого вы давно ждали. Случается так, что новость и вовсе отличная: ну, например, выигрышный лотерейный билет, который вы считали потерянным, обнаружился в прачечной. Однако чаще приходят письма как письма, просто скучные, а порой и откровенно неприятные. А то и вовсе спам. Нельзя выяснить заранее, доставит ли вам удовольствие очередная проверка почты, поэтому вы проверяете ее снова и снова. Психологи-бихевиористы подробно описали, как такое поведение формируют награды и наказания. Оказалось, что одни награды подряд - то есть только хорошие новости - мотивируют хуже, чем награды, в случайном порядке перемежающиеся наказаниями. Как и заядлые игроки, пользователи почты повторяют навязчивое действие раз за разом, потому что надеются, что со следующей попытки сорвут банк. Нейронные сети мозга заранее готовы к такому развитию событий.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА И ОПЕРАНТНЫЙ УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

КАК ПОПАДАЮТСЯ НА КРЮЧОК

Предположим, вы прочли первые несколько сообщений, а там ничего хорошего: спам, несмешные анекдоты, «письмо счастья» и напоминание о неприятной обязанности, от которой вы пытаетесь уклониться. В голову закрадывается мысль, а не послать ли к черту всю эту почту. Изображенные ниже рожицы обозначают нейронные сети, которые производят отрицательные эмоции:

Внезапно приходит письмо с радостным известием. Скажем, вас повысили в должности. Или жена сообщает, что у сына в дневнике одни пятерки.

Радостное письмо запустит совершенно другой механизм: нейроны выбросят дозу дофамина. Это закрепит вашу привычку регулярно проверять почту. Теперь вы готовы читать все новые и новые сообщения, ожидая, что в конце концов вам улыбнется удача:

Оперантный условный рефлекс, когда последовательность поступков определяет будущее поведение, - чрезвычайно мощный механизм. Он управляет зависимостями и навязчивыми состояниями. Представьте, что все ваши письма задействуют только «счастливую» нейронную сеть:

Тогда новое письмо с хорошей новостью сработает куда слабее: вы испытаете такое же заурядное удовольствие, как от теплого душа или от снятия денег в банкомате.

Несмотря на то что проверка почты затягивает, ей есть что противопоставить. Специалисты по аддиктивному поведению и медицинские центры уже предлагают всевозможные программы по борьбе с разнообразными видами зависимости от новых технологий (см. главу 7). К примеру, в Пенсильвании автор многих тренингов для топ-менеджеров разработал очередную «программу двенадцати шагов» для борьбы с зависимостью от электронной почты. Его клиенты признавались: из-за почты их работоспособность падает, а в обыденной жизни возникают проблемы.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ: ОДНОЙ НЕ ОБОЙДЕШЬСЯ

Скейт он отнес в кладовку, где уже пылились велосипед, баскетбольный мяч и футбольная форма. Одиннадцатилетний Райан не прикасался ко всему этому недели, а то и месяцы - видимо, с тех пор, как начал играть в Игру. Прибежать из школы, кое-как сделать домашнюю работу - и скорей на второй этаж, где, усевшись за компьютер, он превратится в Фехтовальщика из Фарландера, в Хранителя Великого Замысла. Здесь многие его друзья, и для них он бог: только он, Райан, достиг 10-го уровня. Как бы друзья ни старались, сколько бы часов ни посвящали Игре, 10-й уровень им не по зубам. Разумеется, Райану (то есть, конечно, Фехтовальщику) для этого пришлось убить кое-кого из друзей, захватить все их сокровища и украсть их бонусы - но от этого в Игре никуда не денешься.

В разгар решающей битвы с его лучшим другом Диланом (в Игре его зовут Титанус, Император Гор) мама Райана заходит в комнату и говорит, что пора ужинать. Райан едва узнает ее - он с головой погрузился в борьбу с врагом. Победа над Титанусом сулит ему горы сокровищ и еще несколько бонусов. Мысль, что это огорчит друга и отбросит его на 1-й уровень, сейчас некстати.

Мама Райана, которой смертельно надоела эта дурацкая компьютерная игра, уже жалеет о том, что купила ее сыну. Она повторяет громче: «Время ужинать. Ты меня слышишь, Райан?» - «Ага-ага», - отвечает Райан, не отрываясь от экрана. «Наверное, ты плохо меня понял. Я сказала - сейчас». - «Ладно, вот только убью одного гада и приду». - «Нет. Никакого гада ты убивать не будешь. Идем. Немедленно». - Мама Райана подходит к компьютеру и нажимает на кнопку питания. Райан вскакивает и кричит: «Мама, что ты наделала?! Я не успел сохраниться! Теперь я снова на первом уровне». - «У меня есть идея получше. Почему бы тебе снова не стать нормальным ребенком? Твою игру я выкидываю. - Она достает из лотка компакт-диск, без которого начать игру невозможно, целует Райана в щеку и говорит: - Помой руки, милый, у нас на ужин жареная курица». - «Я ненавижу курицу! - кричит Райан. - Я Фехтовальщик!» Мама расплывается в улыбке: «Вот и прекрасно. Можешь нарезать курицу».

Долгие годы главным развлечением был телевизор, однако нынешняя молодежь выбирает компьютерные игры. По оценкам Ассоциации интерактивных компьютерных программ, в 2006 году в них играли примерно 145 миллионов человек , то есть 60 процентов населения США. Белые женщины предпочитают общаться с друзьями в социальных сетях вроде MySpace или Facebook , в чатах и интернет-мессенджерах ; 80 процентов аудитории онлайн-игр - молодые мужчины, и это не только подростки: средний возраст игроков - 28 лет.

Сайты онлайн-игр называют «липкими сайтами», поскольку игроки «прилипают» к ним надолго . Специальное исследование показало: те, кто играет в Everquest (это компьютерная игра в жанре фэнтези), тратят на нее в среднем по 22 часа в неделю .

Игроки перемещаются в виртуальном трехмерном пространстве, в режиме реального времени обмениваясь репликами с друзьями или тысячами других игроков. Они водят гоночные машины, покоряют фантастические миры будущего, обживают футуристические ландшафты или, наоборот, переносятся в прошлое. Многие в какой-то момент начинают даже отождествлять себя с персонажами игры. Набрав достаточно оружия и очков, в игре переходят на следующий уровень. Часто игроки сбегают в кибермиры затем, чтобы насладиться там властью и силой, которые им недоступны в реальности, где их ждут апатия и одиночество.

Для многих ролевые игры в Интернете становятся чем-то вроде социальных сетей, но только развернутых в вымышленном мире. Отношения между героями переносятся в реальную жизнь и начинают вытеснять собой реальные отношения между людьми. Недавно сообщалось, что 53-летний мужчина (назовем его N) проводил за игрой Second Life по четырнадцать часов в сутки . В виртуальной реальности он скрывался за маской успешного предпринимателя, хотя на самом деле работал оператором в колл-центре (телефонной службе поддержки). В мире игры герой N познакомился с героиней-девушкой (которой в реальном мире управляла реальная женщина). Их виртуальный роман стремительно развивался, и наконец виртуальные герои сыграли свадьбу. Мужчина утверждал, что «по-настоящему заботился о ней», однако вовсе не планировал реальную встречу с хозяйкой своей героини. Реальная жена N жаловалась, что игра отвлекает его от семейных дел и работы и их личной жизни грозит крах. Сам N возражал, что его реальная жена просто-напросто ревнует его к виртуальной.

Игры заманивают людей в виртуальную реальность и подавляют развитие лобных долей у подростков (см. главу 2). Механизмы воздействия игр на мозг таковы, что зависимость от них наступает легче и быстрее. В ходе игры нейроны выбрасывают дофамин, поэтому мы одновременно испытываем и сильное наслаждение, и чувство контроля над ситуацией. Геймеры признаются: виртуальные социальные сети, возникающие в мирах игры, - источник дополнительного удовольствия.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИНТЕРНЕТ-ПОРНОГРАФИИ

Интернет забит картинками, текстами и видео на тему секса, и найти их проще простого (особенно если на компьютере нет специальных программ для «родительского контроля»). Пусть всего 4 процента веб-сайтов содержат такие материалы, ими специально интересовался как минимум каждый третий пользователь Интернета . 40 миллионов американцев посещают порносайты не реже одного раза в месяц . 35 процентов всех файлов, переданных по Сети, - порнография. Кто-то ограничивается тем, что шлет электронные письма с непристойными анекдотами или картинками. Менее невинные проявления секса собирают в Сети гораздо большую аудиторию. Сетевая порнография подкупает доступностью, дешевизной и анонимностью.

Хотя порнографии в Сети меньше, чем всего остального, она тем не менее довольно неплохо там представлена. По запросу «секс» поисковики находят больше 400 миллионов страниц. Доктор Аманда Спинк с коллегами из Университета Пенсильвании проанализировала паттерны поиска в Интернете связанных с сексом материалов - и выяснилось, что такие поисковые «заплывы» в Сеть продолжительней, чем обычно, а цепочка запросов длинней . Из 100 сеансов поиска, связанных с сексом, 40 занимали больше 6 минут. В остальных случаях - всего 22 из 100: разница налицо. «Сексуально окрашенные» запросы - это, как правило, простые ключевые слова: «голый» (nude), «секс» (sex), «обнаженный» (naked). Однако если человек спрашивает у Google не про секс, то язык запросов (в рамках одной сессии) сложней и богаче.

Киберсекс востребован даже теми, у кого есть партнер в реальной жизни (например, им могут заниматься двое влюбленных, которые живут далеко друг от друга). Однако проблемы неизбежны, если партнерами по киберсексу становятся незнакомые люди или если это занятие повторяется и затягивает. У тех, кто генетически (или по другим причинам) предрасположен к зависимостям, просмотр порнографических картинок или обмен сексуально окрашенными сообщениями может превратиться в привычку. Доступность Интернета и сетевая анонимность делают киберсекс занятием, от которого довольно трудно отказаться.

Некоторые «подсаживаются» на эротические фото и порноролики, другим со временем становится мало одного только секса в виртуальном пространстве. Часто тяга к интернет-порнографии - только одна из сторон сексуальной зависимости, которая может проявляться разными способами и вне Сети.

Изображения с сексуальной тематикой служат сигналом к выбросу дофамина: это похоже на нейрохимические процессы в мозгу наркомана, который только что употребил дозу кокаина или героина. Сексуально зависимый человек способен полночи искать такую картинку, которая подействует как надо и включит дофаминовую «систему наград». Префронтальная кора у таких людей переключается на поиск, хранение и добычу информации, способной утолить ненасытный мозг, а он все время требует новой порции дофамина.

Поскольку около 70 процентов компаний предоставляют своим сотрудникам выход в Сеть , киберсекс - головная боль многих работодателей. Исследование 2006 года, в котором приняли участие более 3400 добровольцев , показало, что высокая доступность Интернета делает неизбежной «сексуально-ориентированную» активность на работе, и чем больше времени тратится на порносайты, тем ниже производительность труда. В ходе одного корпоративного исследования выяснилось: 41 процент тех, кому объявляли выговор за использование рабочего компьютера не по делу, смотрели на работе порнографию.

ЛАС-ВЕГАС НА КЛАВИАТУРЕ

Азартные игры вызывали зависимость и сто, и двести лет назад. На этом примере удобней всего объяснять модель оперантного условного рефлекса, где главную роль играют «награды с перебоями». Один-единственный крупный выигрыш (за которым стоит счастливая случайность) заставляет делать рискованные ставки снова и снова. Патологические игроки часто портят жизнь и себе, и окружающим, которым они досаждают своими денежными трудностями и душевными травмами. Каждый четвертый из Общества анонимных игроков жалуется , что из-за пристрастия к игре лишился либо работы, либо семьи, либо и того и другого сразу.

Игры и высокие технологии уже долгое время существуют бок о бок: на смену «одноруким бандитам» пришли сайты, где делают ставки, не выходя из дому. Нелегальные интернет-казино, доступные 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, переживают невероятный подъем. В 2005 году онлайн-казино посещали 4 процента американцев , причем 40 процентов из них играли в Сети меньше года, а 70 процентов - меньше двух лет.

Когда ставки делаются в Сети, а на кону электронные доллары, расставаться с ними не так жалко, как с бумажными. Отсюда и огромные долги, и чрезмерное увлечение игрой. Интернет-казино не особо тщательно следят за тем, чтобы все игроки были совершеннолетними (по закону, несовершеннолетние играть не могут). Временами нечистоплотные владельцы интернет-казино, зарегистрированных в офшорах, мгновенно стирают свой сайт и похищают номера кредиток, но практически никакого законного способа призвать их к ответу нет. Отдельные сайты к списку ключевых слов добавляют термин «игромания» (compulsive gaming). Этот ход рассчитан на игроков, которые уже борются со своей зависимостью и ищут советов в Google - но попадают они прямо в онлайн-казино. Ограничить размах индустрии можно законодательно, и американские чиновники стали жестче применять уже действующие законы. В 2006 году конгресс принял акт о незаконных азартных играх , который предписывает банкам и компаниям, выпускающим кредитные карты, блокировать денежные переводы в пользу онлайн-казино.

У тех, кто играет в Интернете, риск игромании выше, чем у тех, кто ходит в обычные казино. Доктор Джордж Лэдд и доктор Нэнси Петри из Университета Коннектикута выяснили, что из выборки в 400 человек только 8 процентов составляли интернет-игроки, однако 74 процента этих игроков страдали самой настоящей зависимостью от игры . Для сравнения: среди посетителей обычных казино зависимых всего 22 процента.

Исследования показывают, что уже известный нам дофамин - маленькая молекула, которой мы обязаны чувством удовольствия и тягой к поиску новых наград, - вносит свой вклад и в пристрастие к игре. Врачи из клиники Мэйо и других медицинских центров недавно опубликовали работу о пациентах с болезнью Паркинсона, принимавших лекарство, действие которого близко к действию дофамина. Лекарство устраняло дрожание конечностей, характерное для паркинсонизма, однако у нескольких пациентов появились проблемы с онлайн-казино и навязчивое сексуальное поведение, а также обнаружилась неумеренность в покупках через Интернет. К счастью, симптомы сошли на нет, когда одним сократили дозу лекарства, а другим перестали его выдавать.

ШОПИНГ ДО УПАДУ

Поразительный расцвет интернет-шопинга иногда заставляет нас думать, что в Сети можно купить все. Многие с неохотой оставляют номер своей кредитки на незнакомых сайтах, но рано или поздно доверяются PayPal или другим платежным системам, поскольку преимущества покупок в Интернете становятся для них очевидными. Больше не нужно мучительно искать парковочное место рядом с магазином и таскаться с огромными пакетами. Даже вставать из-за компьютера не надо: задаете ключевые слова, сравниваете цены, вводите номер своей кредитной карты - и готово. Можно даже подобрать конфигурацию по вкусу - и не важно, покупаете ли вы автомобиль, подержанный холодильник или айпод с гравировкой.

К несчастью, покупки в Интернете быстро становятся навязчивой привычкой. Купюры не переходят из рук в руки, кассовый аппарат не выбивает чек - и в итоге у жертвы шопинг-зависимости пропадает ощущение, что тратятся реальные деньги. Шопинг в Сети вызывает зависимость по той же причине, что и обычный шопинг. Каждая новая покупка рождает в вашей душе сладостное волнение: радость предвкушения сменяется радостью обладания, и устоять перед соблазном так нелегко!

Аукционы подпитывают мозг еще большими дозами дофамина, и зависимость наступает еще быстрей. Сделать ставку и обойти конкурентов - что может быть приятней? Пользователи eBay и других онлайн-аукционов легко заглатывают приманку. Сам предмет, который вы выиграли, не так важен, как повторяющийся ритуал покупки, который дарит вам острые переживания. Как и при любой другой зависимости, человеку сложно осознать проблему прежде, чем она обернется неприятностями в других сферах жизни - ударит по кошельку, работе и личному благополучию.

ГДЕ ИСКАТЬ ПОМОЩИ

Если у вас настоящая зависимость или вы просто не готовы сказать «нет» отдельным сайтам, еще не все потеряно. Специалисты сходятся во мнении, что побороть вредные привычки, которыми мы обязаны дофаминовой «системе наград», можно разными способами. В борьбе с зависимостью в крайних ее проявлениях полезны психотерапия, программы «двенадцати шагов» и, разумеется, влияние семьи и друзей. Но если вы сами не захотите исправиться, ничего не выйдет.

В Китае, где, по разным оценкам, около двух миллионов молодых людей страдают интернет-зависимостью, специальный тренинг помог вылечиться многим тысячам . В Центре по борьбе с интернет-зависимостью, финансируемом правительством, сделали ставку на метод «кнута и пряника» и ежедневные физические упражнения. Зависимым людям помогали понять, что они не одни. Похожие центры начали появляться в США и Европе.

Если вам кажется, что Интернет, компьютерные игры или другие высокие технологии грозят зависимостью вам или вашим знакомым (см. главу 6), то рекомендации, как этому противостоять, следует искать в главе 7. Метод годится и для тех, кто еще не стал по-настоящему зависимым, однако проводит слишком много времени в Сети. Другие упражнения для развития социальных навыков и умения общаться не только помогают людям с пользой и удовольствием проводить время без компьютера, но и делают их жизнь комфортнее и гармоничнее.

Из книги Как справиться с компьютерной зависимостью автора Краснова С В

Из книги Skype: бесплатные звонки через Интернет. Начали! автора Гольцман Виктор Иосифович

Из книги Защита вашего компьютера автора Яремчук Сергей Акимович

Психологическая зависимость от компьютера На основании динамики игровой зависимости выделяются четыре стадии развития психологической зависимости, которые имеют свою специфику.Возможность их распространения на другие игры и виды компьютерной деятельности

Из книги Компьютер и здоровье автора Баловсяк Надежда Васильевна

Зависимость от электричества Если в доме пропадает электричество, то вы всегда можете воспользоваться обычным проводным телефоном и позвонить в аварийную службу. Домашний телефон питается прямо от телефонной линии, ему не нужно электричество.Правда, модные

Из книги Технология XSLT автора Валиков Алексей Николаевич

Интернет-зависимость Сегодня много говорят об интернет-зависимости. До сих пор нет однозначного мнения по этому поводу, не определено, что конкретно следует понимать под этим термином. Одни считают, что такая зависимость существует и ее необходимо ставить в один ряд с

Из книги Знакомьтесь, информационные технологии автора Воловник Аркадий Авральевич

Интернет–зависимость – выдумка или болезнь Интернет, как и все в жизни, имеет две стороны – черную и белую. Помимо преимуществ, Интернет принес определенные неудобства. Зло, порожденное Сетью, – это не только порносайты, куда любят заглядывать наши несовершеннолетние

Из книги Антимозг [Цифровые технологии и мозг] автора Шпитцер Манфред

Информационная зависимость и перенасыщенность: две стороны медали В настоящее время информация играет огромную роль в жизни людей. Для некоторых, например бизнесменов, она является основой рабочей деятельности.Повышенная потребность в информации, а также

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 224 автора Журнал «Компьютерра»

Глава 12. Развитие технологий Последняя глава книги позволяет забежать немного вперед и предугадать, что будет с языком XSLT в следующих его версиях. Выводы, которые делаются в этой главе, основаны на изменениях, предложенных в черновой версии XSLT 1.1, а также на требованиях,

Из книги Архитекторы компьютерного мира автора Частиков Аркадий

Глава 12 Развитие технологий Как известно, успех технологии зависит не только от того, насколько продумана и проработана она была. Ее широкое распространение невозможно без поддержки и заинтересованности ведущих производителей программного обеспечения. В этом смысле XSLT

Из книги автора

Глава 1 Современный мир. Эра информационных технологий Одним из парадоксов развития человечества является то, что на протяжении всего своего развития человек использовал, накапливал, передавал информацию, не понимая и даже не задумываясь о ней.Реальная цивилизация

Из книги автора

12. Бессонница, депрессия, болезненная зависимость и последствия для организма Вредные последствия преобразования нашей среды обитания из реальной в цифровую самыми разнообразными способами затрагивает не только наш дух, но и наше тело. А поскольку наш дух обитает в

Из книги автора

День радио и ERP-зависимость Михаил Ваннах Опубликовано 07 мая 2014 Сегодня в России отмечается День радио. Память об осуществлённых 119 лет назад опытах Александра Степановича Попова. Преподаватель физики в учебных заведениях Морского ведомства,

В наши дни люди все чаще употребляют термин «зависимость». Например, если человек постоянно ходит в спортзал, то ему могут сказать, что он зависим от спорта (хотя вряд ли это плохо). Смартфоны и другие гаджеты также постоянно обвиняют в том, что они вызывают болезненную привязанность.

Однако в медицинской литературе зависимостью принято называть только вредную, устойчивую и неконтролируемую привязанность к вещи или стилю поведения, которая подразумевает причинение вреда самому себе. Иными словами, такие простые действия, как просмотр новостей в социальных сетях или досуг у телевизора не являются зависимостью ровно до тех пор, пока они не начнут приносить человеку ощутимый вред.

По словам врача-нейробиолога Марка Льюиса, зависимость — это одна из форм обучения. Льюис утверждает: «Наш мозг в этом случае просто выбирает кратчайший путь для того, чтобы заполучить то, что ему нужно».

Нейробиолог Марк Льюис долгое время изучал проблемы возникновения зависимости. У него есть задокументированные исследования, связанные с влиянием героина, кетамина, кокаина и других психотропных веществ. В первую очередь, Льюис убежден в том, что зависимость не является болезнью. По крайней мере, не в традиционном понимании этого термина. Кроме того, ученый считает, что, когда у человека формируется зависимость, центр вознаграждения, который находится в мозге, начинает реагировать лишь на один единственный стимул.

Принято считать, что вещества, вызывающие зависимость, представляют собой особое химическое соединение, перед воздействием которого никто не может устоять. Однако это не так. «Интересно то, что все люди по-разному реагируют на один и тот же наркотик», - утверждает Льюис. Миллионам людей по всему миру дают наркотическое обезболивающее после операций, но только единицы становятся зависимыми от этих веществ. Точно так же, многие люди употребляют алкоголь, но алкоголиками становится лишь небольшой процент из них. Мы все едим и работаем, но мы совсем не обязательно превратимся из-за этого в обжор и трудоголиков.

Отчего же зависят все эти различия? При состоянии зависимости человек испытывает непреодолимое физическое или психологическое желание. Без этого стремления нельзя говорить о наличии у человека болезненного пристрастия к чему-либо.

Непреодолимое желание

Здесь целесообразно привести пример, связанный с использованием ушных палочек. Для тех, кто постоянно ими пользуется, ощущение присутствия влаги в ушах становится неприятным. Использование небольшой палочки с мягким наконечником из хлопка кажется разумным решением проблемы, несмотря на предупреждения производителей.

Разумеется, данная проблема является более, чем надуманной. «Ушная сера появляется не просто так - она необходима нашему организму», - объясняет доктор Деребери. «Нет необходимости постоянно чистить уши». Если потерпеть немного, то ощущение влажности в ушной раковине в скором пройдет. Тем не менее, как это часто бывает в жизни, люди поступают так, как им хочется, а не так, как им следует. Продукты, вызывающие привыкание, обычно являются временным решением, но это решение создает еще больше проблем. Так, постоянная очистка ушного канала при помощи ватных палочек вызывает сухость кожи, что может привести к появлению раздражения. Раздражение вызывает зуд. Все эти проблемы в итоге могут привести к тому, что человеку придется обратиться за медицинской помощью.

Это называется «эффектом ушной палочки»: постоянное использование определенного продукта становится источником других проблем. Например, зависимость от наркотических веществ приводит к социальной изоляции, в связи с чем новая доза становится еще более желанной. Чем больше человек сидит дома перед компьютером, тем более одиноким он становится, в результате чего тяга проводить время перед экраном становится еще сильнее. «Эффект ушной палочки» возникает тогда, когда решение становится источником новых проблем, постепенно приводя .

На схеме наглядно изображен эффект ушной палочки:
Использование (use) - продукт решает проблему;
Злоупотребление (abuse) - решение само становится проблемой.

Тем не менее, когда речь заходит о зависимости от товаров массового потребления, возникает уникальное и вызывающее определенное беспокойство явление. В этом случае некто начинает получать прибыль от вреда, вызванного привыканием.

Зависимость и прибыль

Существует два типа товаров, вызывающих зависимость. Под первым типом подразумеваются товары, чьи производители не знают ничего об их покупателях. Алкоголь, сигареты и даже ушные палочки попадают под это описание. Данные товары можно легко найти на полках магазинов. При этом у производителя остается минимум информации о том, кто покупает эти продукты, как и насколько часто.

Ко второму типу относятся товары, производители которых хорошо знают поведение и пристрастия своих покупателей. Например, владельцы казино отлично знают своих игроков благодаря картам лояльности. Сайты онлайн-игр и социальные сети отслеживают каждый клик пользователей.

Производители обоих типов товаров могут уменьшить эффект привыкания у покупателей различными способами. Компании, которые ничего не знают о своих клиентах, должны предупреждать потенциальных покупателей о возможном вреде здоровью. Чем более заметным и устрашающим будет это предупреждение, чем сильнее будет эффект.

К примеру, на пачках сигарет часто изображают леденящие кровь фото людей с различными заболеваниями, а надпись на пачке гласит «Курение убивает».

Когда речь заходит о компаниях, которые хорошо изучили своих клиентов, можно сделать намного больше, чтобы предотвратить возникновение болезненной зависимости. У таких организаций существует обязанность помогать тем, кто хочет остановиться, но не может. Однако компании-разработчики редко когда серьезно относятся к этой обязанности.

Как сделать так, чтобы Кремниевая долина не превратилась в Лас-Вегас

Два года назад была опубликована книга о том, как создавать товары, которые будут . Книга стала бестселлером, но, к несчастью, большая вовлеченность людей в процесс использования товаров или услуг может привести к возникновению зависимости. На ее страницах были описаны техники, позволяющие выработать у клиентов полезные привычки (например, использование фитнес-браслетов, отслеживание личных расходов и т. п.). Однако эти же техники могут быть использованы для формирования вредных привычек.

Решение заключается не в том, чтобы сделать товар или услугу менее привлекательной, а в том, чтобы помочь тем, кто становится от нее зависимым. К счастью, двусторонняя природа интернет-сервисов помогает компаниям идентифицировать тех людей, которые стремятся к умеренному пользованию. Например, на сайтах с онлайн-играми можно внедрить функцию напоминания о времени, проведенном в игре. Владельцы Facebook могли бы предусмотреть для своих пользователей возможность отключать новостную ленту в определенное время суток.

Владельцам интернет-сервисов известны особенности использования, свойственные каждому клиенту. Вовсе не обязательно беспокоить предупреждениями каждого пользователя. Достаточно будет обратить внимание на тех, чье поведение указывает на формирование зависимости. Например, можно установить триггер, основанный на количестве часов, проведенных в онлайн-сервисе. На самом деле, владельцы компаний могут сделать очень многое, чтобы предотвратить . Другая проблемы заключается в том, действительно ли они хотят делать это.

Существуют определенные сферы деятельности, а также отдельные компании, которые не хотят и не будут помогать зависимым людям. Это касается не только дилеров, торгующих запрещенными веществами. Есть много видов законного бизнеса, который строится на зависимых людях. К ним можно отнести, к примеру, онлайн-игры или казино.

Многие компании также получают существенную долю своей прибыли от самых лояльных покупателей. Например, в индустрии фаст-фуда 20% клиентов приносят компаниям 60% всего дохода. Таких покупателей называют «тяжеловесами». Нет ничего плохого в том, что у потребителей есть любимый бренд. Однако совершенно иная ситуация возникает, когда компания начинает использовать людей, у которых уже сформировалась зависимость.

Например, во всех американских казино есть так называемое правило самоисключения, которое действует для клиентов, желающих прекратить играть. Однако всем хорошо известно и то, что казино с распростертыми объятиями принимает самоисключившихся игроков. Менеджеры признаются, что они позволяют людям играть, даже если те до этого публично попросили внести их в черный список.

Проблема заключается в том, что компании, специализирующиеся на азартных и онлайн-играх, сами зависимы от своих зависимых игроков. Если они начнуть помогать им преодолевать привыкание, то лишатся львиной части своих доходов.

К счастью, далеко не все компании так зависят от игроков, имеющих болезненную привязанность. Например, прибыль Facebook не окажется под угрозой, если ее руководство начнет помогать людям, которые слишком много времени проводят в социальной сети. На самом деле, многие фирмы, работающие в сфере информационных технологий, уже начали вести работу с зависимыми людьми, устанавливая определенные ограничения и лимиты.

Таким образом, в отличие от производителей сигарет и ушных палочек, владельцы интернет-сервисов владеют информацией о пользователях и умеют отслеживать их поведение, поэтому им легче всего вмешиваться в процесс. Разумеется, компаниям, работающим в сфере информационных технологий, не требуется «лечить» зависимых людей; им даже не стоит пытаться сделать это. Кроме того, не следует ограничивать определенным пользователям доступ к сервису. Достаточно будет просто проявить дружеское поведение, обратить внимание на проблемы своих клиентов. Если вы видите, что человек проявляет признаки зависимости, то необходимо протянуть ему руку помощи. Имея все необходимые данные, владельцам интернет-сервисов не составит почти никакого труда сделать это.

Основные выводы

  • Так называемый «эффект ушной палочки» возникает тогда, когда решение проблемы само становится источником проблемы и в последствии наносит вред самому человеку.
  • Использование многих товаров может приводить к возникновению «эффекта ушной палочки». Большинство людей, видя негативные последствия, сами отказываются от них.
  • Тем не менее, есть некоторые люди, которые не могут остановиться. Они страдают от собственной зависимости от конкретного товара или услуги, но продолжают пользоваться ими, несмотря на ощутимый вред.
  • Владельцы компаний могут распознавать отдельных клиентов, страдающих от подобного рода зависимостей, и помогать им справиться с их проблемами.

Высоких вам конверсий!

По материалам:

People in contemporary world can hardly imagine their lives without machines. Every day either a new gadget is invented or an old one is improved. Different people appreciate new inventions differently. Some suppose that sophisticated gadgets are really useful and necessary, while others find them absolutely awful as they influence people badly. As for me, I am pretty sure that gadgets make people`s lives easier.

Firstly, they do all kinds of dirty and hard work, as cleaning. Secondly, devices can save a lot of time as well as storage space. For instance, a computer disk can contain the same amount of information as several thick books.So, machines help people in different spheres.

However, opponents of this point of view are definitely sure that gadgets affect people negatively. People are reluctant to work due to the influence of machines. People become lazy and disorganized. They just expect their latest gadgets to do everything instead of them. Moreover, according to scientists, a great number of widespread devices produce radiation that can cause serious health problems. Furthermore, more and more people are becoming addicted to their modern gadgets, for instance computers, TVs or mobile phones. So, they neglect their home obligations, work or school and spend all their spare time in front of a laptop screen or a TV-set.

In conclusion, I firmly believe that in spite of all drawbacks, gadgets have, their benefits are much more considerable, as they save people`s time and let them enjoy life.

Перевод:

Современный человек едва ли может представить свою жизнь без машин. Ежедневно или появляются новые устройства, или улучшаются уже существующие. Люди по-разному относятся к новым изобретениям. Некоторые полагают, что сложные гаджеты на самом деле полезны и необходимо, в то время, как другие считают их ужасными из-за их отрицательного влияния на людей. Что касается меня, я абсолютно уверена в том, что новые устройства делают нашу жизнь легче.

Во-первых, они выполняют всю грязную и тяжелую работу, такую как уборка. Во-вторых, устройства экономят как время, так и место. Например, компьютерный диск может вмещать столько же информации, как несколько толстых книг. Итак, машины помогают людям в разных сферах деятельности.

Однако противники этой точки зрения абсолютно уверены в том, что новые изобретения отрицательно влияют на людей. Люди не хотят работать из-за влияния устройств. Они становятся ленивыми и неорганизованными. Они ждут, когда их последние изобретения сделают всё за них. Более того, по мнению ученых, многие широко распространенные гаджеты обладают излучением, которое может вызвать серьёзные проблемы со здоровьем. Кроме того, всё больше и больше людей становятся зависимыми от компьютера, телевизора или мобильного телефона. Они игнорируют свои домашние обязанности, учебу или работу и проводят всё своё время перед ноутбуком или экраном телевизора.

В заключение, я считаю, что, несмотря на все имеющиеся недостатки, достоинства гаджетов намного более занчительны, так как они экономят время и позволяют людям наслаждаться жизнью!

Каменская Татьяна

Каждый день мы используем компьютеры, планшеты и смартфоны. Когда нам скучно, мы заходим в социальные сети, читаем новости в VK и Facebook, просматриваем фотографии в Instagram, переписываемся с друзьями в мессенджерах. Незаметно для себя мы теряем много времени и не можем ничего с этим сделать.

Постоянная доступность интернета и технологий изменила то, как мы проводим свободное время. Согласно исследованию журнала PCMag, в котором участвовали более 650 человек, около 64% респондентов иногда чувствуют, что используют свой смартфон «слишком часто», а 66% - спят со своими телефонами. Технологии изменили способы взаимодействия людей, их отношение к миру и мышление.

Несомненно, технологии сделали нашу жизнь лучше. Мы начали больше взаимодействовать друг с другом, стали более организованными и продуктивными, а если мы чего-то не знаем, то тут же ищем в интернете.

Приложения, игры, сенсорные экраны и вебсайты спроектированы, чтобы быть интуитивно понятными и максимально приятными в использовании. Это ведет к тому, что взаимодействие с технологиями становится плавным и беспрерывным процессом. Так как мы проводим больше времени, смотря в экран и погружаясь в информационное пространство, встает вопрос, что происходит с нашим мозгом, когда мы печатаем и прокручиваем страницы на смартфоне? Как устроены приложения, игры и социальные сети, чем они цепляют внимание пользователей? Как технологии влияют на наше внимание, сон и привычки? Что отличает здоровое использование технологий от зависимости, и как она лечится?

В тот момент, когда вы поймете общие модели поведения и психологические приемы, которые используются в диджитал мире, вам станет легче контролировать свои привычки и балансировать их.

Что такое зависимость от технологий?

Американское общество по изучению зависимостей (ASAM) характеризует ее пятью факторами:

    Невозможность воздерживаться в течение длительного периода времени.

    Расстройство контроля поведения.

    Страстное желание получить доступ к объекту зависимости.

    Изменение социального поведения и проблемы в межличностном общении.

    Нарушение эмоциональных реакций.

Люди не любят слово «зависимость», и если упростить все вышесказанное, то этот термин можно определить как опыт, к которому вы бесконтрольно возвращаетесь. Поначалу это позитивная вещь, но с течением времени она ухудшает уровень жизни - в эмоциональном, финансовом, психологическом и социальном планах, а часто и в совокупности.

Адам Альтер в книге «Развитие технологий, вызывающих зависимость» утверждает, что любой человек в любой момент может стать зависим от чего-либо. Существует миф, что между людьми с зависимостью и людьми без зависимости есть разница. Альтер убежден, что ее нет.

Важно знать, как зависимость связана с одержимостью и влечением. Альтер утверждает, что одержимость - это ментальное явление. Она может существовать исключительно в голове человека и не иметь внешних проявлений. Влечение - это неконтролируемый импульс что-либо сделать. Зависимость включает в себя оба явления, что выливается в повторяющиеся поступки.

В свою очередь, доктор Ларри Розен считает, что все эти явления могут быть вызваны чувством тревоги. Его последняя книга «Рассеянный ум. Древний мозг в мире высоких технологий» рассказывает, что происходит с мозгом, когда мы обмениваемся сообщениями, публикуем твиты, просматриваем новостную ленту. Вместе с коллегой Нэнси Чивер он провел несколько исследований, посвящённых данному вопросу.

Они выяснили, что типичный 25-летний молодой человек разблокирует свой телефон в среднем 56 раз в день и использует его около 220 минут в день (4 минуты в течение каждой разблокировки). Также исследование показало, что когда человек получает уведомление и не может его просмотреть немедленно, он испытывает скачок тревоги. Это касается как телефонов, так и социальных сетей. Человек испытывает потребность совершать все больше действий, чтобы получить удовольствие.

Каким образом нас затягивают технологии

Иногда технологий слишком много в нашей жизни. Из-за них мы можем потерять сон или набрать вес. Они могут влиять на наши отношения с близкими людьми. Мы чувствуем себя перегруженными из-за постоянного обмена сообщениями. Мы скорее выйдем из дома без нижнего белья или ремня, чем без смартфона, ведь он стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

Доктор Сьюзан Гринфилд сравнивает интернет с огромным игровым автоматом, а смартфон с ребенком. Согласно исследованию психологии людей, зависимых от игровых автоматов, они получают больше удовольствия не от выигрыша, а от процесса игры - нажатия на кнопки и рычаги. Именно это заставляет их проводить часы за игрой. Данное явление получило название «игровой петли». Оно возникает, когда человек берет в руки смартфон и начинает прокручивать страницы.

Пользователь заходит в Фейсбук или Вконтакте, читает посты, проверяет свою почту, смотрит Инстаграм истории, отвечает на сообщения и снова овзвращается к чтению новостей, чтобы увидеть, что появилось нового. Так проходят 20-30 минут или больше. Все эти платформы спроектированы так, чтобы быть наиболее интуитивно понятными: вы можете открыть и начать их использовать, не тратя времени на то, чтобы выяснить, как они работают. Доктор Альтер говорит, что мы продолжаем использовать технологии, потому что это просто и не требует от нас дополнительных усилий.

Таким образом создаются все диджитал-продукты: выпускается первая версия, тестируется, усовершенствуется и выходит на рынок. Крупные компании постоянно обновляют свои продукты, чтобы максимально упростить их использование.

Как же контролировать зависимость?

Чтобы научиться контролировать зависимость, Адам Альтер предлагает модель поведенческой архитектуры. Это теория о том, как создать пространство вокруг себя и сознательно изменить способ взаимодействия с технологиями.

К примеру, необходимо перестать думать о том, как далеко находится смартфон. Альтер говорит, что необходимо сознательно убирать его на несколько часов в день, а также в ночное время. Тогда он не будет отвлекать во время сна.

Уведомления также являются сильным раздражителем. Чтобы избавиться от зависимости, необходимо их выключить и начать реже проверять свой телефон.

Установите таймер и проверяйте сообщения только когда он звонит, не чаще. Также сообщите своим знакомым, что не сможете постоянно быть на связи.

Чаще всего технологии отвлекают нас потому, что мы позволяем им это делать. Если создать собственные границы, вы сможете вернуть себе контроль над своим вниманием и временем.

Статья опубликована в №13 (сентябрь) 2014
Разделы: Информационные технологии
Размещена 15.09.2014. Последняя правка: 15.09.2014.
Просмотров - 16499

Влияние современных технологий на подрастающее поколение

Грунин Никита Андреевич

Башкирский ГАУ г.Уфа

студент 3 курса

Марченко Анастасия Сергеевна, доцент социологических наук, профессор, преподаватель социологии, Башкирский ГАУ

Аннотация:

В данной статье мы достаточно точно определили какое влияние оказывают современные технологии на подрастающее поколение, а также выяснили как бороться с этой проблемой родителям, на детей которых идет это влияние и какие устанавливать меры по профилактике зависимости от современных технологий.

In this article, we accurately identified impact of modern technology on the younger generation, as well as discovered how to deal with this problem for parents, children who are and what is the impact to establish measures for the prevention, depending on modern technology.

Ключевые слова:

современные технологии; подрастающее поколение; меры по профилактике

modern technologies; the younger generation; prevention measures

УДК 004

Последнее десятилетие значительно ознаменовалось стремительным развитием современных технологий. Современные технологии начинают включать в себя новые образовательные технологии, которые с помощью компьютера эффективно и качественно меняют материал культурного содержания. Интернет, электронная почта, цифровое телевидение твердо заняли место в нашей жизни, что часто перемещает на второй план устоявшиеся средства массовой информации, особенно у подрастающего поколения. Общение перестает быть односторонним, в нем проявляется элемент интерактивности. Вопрос о влиянии современных технологий на подрастающее поколение предстает в новом свете. Объем информации, доступен каждому подростку в наше время, он возрастает во много раз, распространение новостей многообразно и очень стремительно. Сгрупированный во всемирную паутину текст, покрывается гипертекстовыми полями, в нем появляются новые созданные «кем-то» беспрепятственные связи, он совсем теряет слова автора и смысловую законченность выстроенную автором.

Исследуя влияние современных технологий на подрастающее поколение, дозволительно рассматривать Интернет в качестве характерной среды формирующей общественные отношения. Разумеется, современные технологии играют значительную роль в жизни подростков - это и средство общения, и источник информации. Исследование социокультурной ситуации в постсоветской России показывают что, усиленное развитие медиакультуры, а особенно аудиовизуальной (кино, видео, компьютерные игры, спутниковое телевидение), очень активно влияет на подрастающее поколение на их общественное сознание как мощное средство информации, как фактор развития у подростка творческих способностей. На сегодняшний день очевидно, что интернет, компьютер, смартфон предоставляют подростку право индивидуального общения в интерактивном режиме как для познания интересующей информации, так и для реализации своих творческих идей.

Каждый понимает, что развитие технологий - это неотъемлемая часть современной жизни. Сейчас уже никто не представляет свою жизнь без интернета, компьютера, сотового телефона и так далее. Но, к сожалению многочисленные исследования показывают, что идет значительное влияние современных технологий на подрастающее поколение. В условиях сложных социально-экономических процессов, которые происходят в обществе, значительно сократились воспитательные функции в образовательных учреждениях и семьях. Общение детей с родителями уходит на второй план. Отсюда - высокое влияние современных технологий на процесс формирования мировоззрения у подрастающего поколения.

Нельзя не заметить, что многие подростки становятся, зависимы от компьютерных игр, телевидения, социальных сетей. Компьютерные игры с точки зрения медицины ухудшают зрение, а также ожесточают и порождают агрессию, спутниковое телевидение с многоканальной системой зачастую транслирует передачи с разрушающим содержанием для психики, а на возрастное ограничение только малая часть обращает внимание, а социальные сети заменяют живое общение на виртуальное.

В связи с этой зависимостью у подростков, становится затруднительно их заинтересовать занятиями в учреждениях дополнительного образования (спортивные секции, творческие кружки). Ведь средства современных технологий - это легко, быстро, красиво, а занятие в футбольной секции - это труд. Если в современной технологии, результата можно достичь простым нажатием кнопки, то здесь для достижения результата потребуется усилие и время.

Конечно, не удастся совсем ликвидировать из жизни подростков современные технологии, но оградить их от информации разрушающей их психику нужно обязательно. И в первую очередь это должно быть приоритетным для родителей, педагогов и других специалистов, которые занимаются с подрастающим поколением, воспитывая в них духовно нравственные ценности и развивая их способности. Главная ответственность за то, как развивается ребенок, накладывается на родителей. Именно они обязаны увидеть задатки и стремления своего ребенка, чтобы как можно раньше определится с опытным преподавателем не только за профессиональное развитие способностей, но и за воспитание духовно - нравственных ценностей. Но, к сожалению зачастую родители пассивно относятся к учреждениям дополнительного образования, которые не хотят брать на себя ответственность, мотивируя тем, что достаточно и общеобразовательной школы. Здесь возникает необходимость донести до общества в целом, важность учреждений дополнительного образования в современном мире. Объяснить, что ребенок не может быть предоставлен самому себе, когда для него становятся свободны всевозможные современные технологии. Подрастающее поколение, у которых ещё не сформированы духовно - нравственные ценности, не всегда смогут различить истину от обмана, материальные блага от настоящих ценностей. С этим связанно то, что они начнут воспринимать из интернета, телевидения, компьютерных игр разрушающую духовно - нравственные ценности информацию.

К мерам по профилактике зависимости от современных технологий, можно отнести следующие:

  1. Устанавливать четкие требования к использованию интернета и требовать обязательного их выполнения.
  2. Эффективным методом борьбы с интернет - зависимостью является использование различных контролирующих программ. Существует программа «Контроль игр», например, умеет отличать учебный процесс от игровой деятельности. При учебном процессе никаких действий не происходит, а при входе в игру будет гаснуть монитор.
  3. С первого дня появления компьютера обязательно показать несовершеннолетнему все возможности «нового друга»: получать необходимую и полезную информацию, с помощью него развиваться интеллектуально. Таким образом, выработается культура общения с компьютером у подростка.
  4. Располагать новую технику там, где удобнее всего контролировать её использование несовершеннолетним, которая может оказать негативное влияние на него.
  5. В современных условиях невозможно изолировать подростка от современных технологий. Однако могут быть продуманы различные пути нейтрализации негативного информационного влияния технологий.

В итоге рассмотрения данной проблемы, можно сказать, что работа по противодействию влияния современных технологий на подрастающее поколение должна проводиться масштабно, регулярно и систематически, в плотном сотрудничестве, в первую очередь с родителями, затем педагогами и другими специалистами, которые занимаются развитием способностей у ребенка.

Библиографический список:


1. Гридчин М.М. «Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь» / М.М. Гридчин // Власть. – 2007. – №9.
2. Панов С.С. «Интернет – зависимость: причины и последствия / С.С. Панов // Учитель. – 2007. – №5.
3. Петров В.П. Интернет в мировом информационном пространстве // ОБЖ. – 2008 – №8.
4. Толковый словарь [Электронный ресурс] – http://tolkslovar.ru

Рецензии:

15.09.2014, 18:07 Бондаревский Аркадий Самуилович
Рецензия : Работа посвящена актуальному вопросу влияния IT-технологий на подрастающее поколение. Новизна её, - в выделении основных каналов воздействия IT-технологий на людей и способов купирования тех из воздействий, которые являются нежелательными. Работа написана доходчивым языком. Замечаний по содержанию не имею. Работа может быть рекомендована к публикованию. А.С. Бондаревский. Вопрос к авторам (безотносительно рецензии, - в порядке любознательности): Наука - это структурированные сведения, имеющие собственную (применяемую только и только для этих сведений) теорию: формализованные (чтобы быть нетрактуемыми) теоремы, уравнения, законы и правила. Пожалуйста, назовите мне ([email protected]) таковые для науки социологии. С уважением. Бондаревский.

22.09.2014, 23:51 Назарова Ольга Петровна
Рецензия : Статья актуальна, т.к. зависимость современного поколения от IT-технологий очевидна. Рекомендуется к печати.

17.02.2015, 23:44 Гужвенко Елена Ивановна
Рецензия : Тематика, затронутая в статье, несомненно, очень важна. Однако, выделенные автором меры по профилактике зависимости от современных технологий списаны со статьи Панова С.С. даже без авторских исправлений и указания ссылки (http://www.elib.grsu.by/katalog/167185-367676.pdf). Считаю, что необходимо лио сослаться на оригинал, взяв текст в кавычки, либо перефразировать. После доработки статью можно рекомендовать к печати. И ещё... написать рекомендации можно, но как их реально осуществить??? Может в статье произвести классификацию контролирующих программ, ведь не только от игр нужно ограждать подростков, но и от пустой траты времени в соцсетях, на сайтах, которые не нужны для познавательной деятельности... Успехов в освоении непростой тематики.